http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Женские институты
Российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состояниям.

История
Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений. Число всех учащихся в институтах — около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки
Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

    её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
    обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
    если был жив, то состоял ли на действительной службе,
    её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Казённокоштными пансионерками принимались девицы в возрасте от 10 до 12 1/2 лет, а своекоштными — в возрасте от 9 до 13 1/2 лет (плата — от 150 до 400 р. в год). Полупансионерками и приходящими принимались девицы в так называемые полуоткрытые институты (Донской, Нижегородский, Керченский и Тамбовский), а в остальные губернские институты — лишь в виде исключения (с 1881 г.).

Программы
Программа преподаваемых предметов в женских институтах была почти сходной с программами женских гимназий; главное отличие институтов составляло усиленное преподавание новых языков.

Классы
Число классов в институте — 7; кроме того, при институте находились приготовительный и так называемый специальный классы.

Администрация
Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Смо́льный институт благородных девиц
  Первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Galaktionov_Smolny_institute_1823.jpg?uselang=ru

Прежнее название - Императорское воспитательное общество благородных девиц
Год основания   1764
Расположение     Санкт-Петербург

История

Институт при Екатерине Второй

Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 мая (24 апреля) 1764 года и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

Дальнейшая история

В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии.

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск[1].

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.
Обучение в Институте

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).

В 1859—1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

http://s7.uploads.ru/t/5gkMP.jpg
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

[table layout=fixed width=100%]
[tr]
[td]Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.
Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.
Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Начальницы Института Благородных девиц

    1764 Анна Сергеевна Долгорукая
    1764—1797 Софья Ивановна де Лафон
    1797—1802 Елизавета Александровна Пальменбах
    1802—1839 Юлия Фёдоровна Адлерберг
    1839—1875 Мария Павловна Леонтьева
    1875—1886 Ольга Александровна Томилова
    1886—1895 Мария Петровна Новосильцева
    1895—1917(?) Елена Александровна Ливен

Институты благородных девиц в Российской империи

    Смольный институт (Императорское Воспитательное общество благородных девиц). Основан 5 мая 1764 г.
    Екатерининский институт в Санкт-Петербурге (Петербургское училище ордена св. Екатерины). Основан в 1798 году.
    Московский (Московское училище ордена св. Екатерины). Основан в 1802 г.
    Харьковский. (Екатерининский институт в Харькове). Основан в 1811 г.
    Тифлисский, 1820-1830-е гг.
    Киевский, 1838 г.
    Белостокский, утверждён устав — 6 ноября 1837 г., торжественное открытие — 1 ноября 1841 г.
    Казанский (Родионовский), 1841 г.
    Иркутский, 1 июля 1845 г.
    Саратовский, 1857 г.
    Мариинский, 1853 г.
    Николаевский Оренбургский
    Александринский Тамбовский
Примечание

http://encspb.ru/object/2806468273  ↑ Статья в энциклопедии «Санкт-Петербург»
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Литература

    Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
    Лядов В. Н. Исторические очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-петербургского Александровского училища. — СПб, 1864
    Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1—4]. — СПб., 1890—1901
    Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг. — СПб., 1898.
    Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. — [М.], 1901
    Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. — СПб., 1902
    Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1—3. — СПб.-Пг., 1914—1915
    Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1. — М., 1964.
    Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII — первой пол. XIX вв. — М., 1973.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
материал для статьи взят http://slovari.yandex.ru/Смольный институт/БСЭ/Смольный институт/

http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14836  - история Смольного института при Екатерине II
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png