"Дворянские легенды"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Бальный этикет 19 века в России


Бальный этикет 19 века в России

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Балы в XIX веке.

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Приглашение на бал

Приглашения на бал рассылались минимум за 10 дней, причем в разгар сезона — за 3 недели или даже за месяц– главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось,какого типа наряд следовало подготовить.
Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Бальный костюм

   Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.
- Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения.
- Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий.
Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
- Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая поло-
вина XIX века) галстук.  Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.
- Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
- Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных лайковых перчаток. У дам они часто были выше локтя. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
- Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения*.

* Язык веера

"Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.
"Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
"Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
"Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
"Я замужем" - обмахивание развернутым веером.
"Будьте довольны моей дружбой" - открыть один лепесток веера.
"Люби меня" - удар ладонью по вееру.
"Я увлечена" - закрытый веер свисает с левой руки.
"Я принадлежу тебе" - падение веера.
"Моя любовь к тебе разбивает мне сердце" - веер лежит на сердце.
"Не забывай меня" - поправить веером волосы у лба.
"Я вижу, что ты смотришь на другую женщину" - перекладывать веер из руки в руку.
"Я тебе не доверяю"-веер на губах.
"Я ревную" - быстрое и стремительное закрытие веера.
"Я хочу поговорить с тобой"- запустить пальцы в ребра веера.
"Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
"Я нетерпелива" - похлопывание веером по любому объекту.
"Не тратьте впустую свое время, я не думаю о Вас" - медленно обмахиваться.
"Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
"Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
"Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
"Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
"Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
"Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
"Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
"Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
"Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
"Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
"Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.
"Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.

* Цвет и рисунок веера.

Цвет так же имел немалое значение. Так, белые и расшитые серебром веера приличествовать  молодым девушкам, так как символизировали невинность и скромность. Остальные подбирались под наряд, но внимательный наблюдатель, основываясь на известных фактах или слухах, мог "прочитать" чаяния владелицы маленького опахала:
Белый - невинность;
Чёрный с белым - нарушенный мир;
Чёрный - печаль;
Розовый с голубым - любовь и верность;
Красный - радость, счастье;
Вышитый золотом - богатство;
Жёлтый - отказ;
Шитый серебром - скромность;
Зелёный - надежда;
Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
Голубой - постоянство, верность;
Коричневый - недолговременное счастье;

На веерах изображали- сцены охоты и баталии. Пасторальные сценки вообще считались классикой. Но... как раз это особого значения не имело. Рисунок просто подбирался "соответственно случаю". Так, на одном из вееров Екатерины Великой изображено Чесменское сражение, а веере Императрицы Марии Федоровны, с которым она принимала морской парад, на фоне кораблей отпечатан её портрет и герб Российской Империи.
Изображались и интерьеры дворца, и парки. Была даже коллекция вееров с пикантными рисунками.
И сатира.Так, директор Императорских Петербургских и Московских театров Иван Александрович Всеволжский, человек с отменным чувством юмора, известный умением рисовать карикатуры, не удержался и после одного из костюмированных балов расписал веер. Присутствующие очень хорошо себя узнали!
Для персон высшего света веера не покупались в ближайшей лавке. их расписывали под заказ именитые художники, хранили, как драгоценность и передавали по наследству.

Язык носовых платков

Язык носовых платков (из журнала «Модный свет», 1886 год

  В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.
  В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами (mouchoir de Venus).
  На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.
  При византийском дворе платок имели право носить только дамы императорской семьи поскольку он был символом чести и знатности. Дамы закрепляли эти воздушные платочки на левом плече или локте.
  В эпоху Возрождения платок появляется в качестве приданого невесты. Носовой платок был декоративным, модным элементом костюма. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Такие платки богато украшались кружевом и вышивками, они были очень дорогими и стоили целое состояние.
  Уже в 18 в. носовой платок стал массовой продукцией. В 19 в. в обиходе опять появился маленький шелковый декоративный, богато украшенный платочек, которым можно было красиво утереть слезу.

*

Время появления старинных платков на Руси остается неизвестным. Эти предметы антиквариата, получившие название «ширинки», относятся к шестнадцатому веку и хранятся во многих музейных коллекциях. Ширинки шили из шелковой кремовой ткани полотняного плетения. Чаще всего старинные русские платки имели квадратную форму и украшались вышивками. По краям платка располагалась орнаментальная полоска, выполненная жемчугом, разноцветными шелковыми, серебряными и золотыми нитями.

Прижатие платка к губам – желание познакомиться.
Раскладывание платка на руке – можно осмелиться.
Опускание платка – симпатия.
Обвивание платка на руке – равнодушие.
Перетягивание на колене – «я люблю вас».
Растягивание обеими руками – «я ненавижу вас».
Прикладывание к правой щеке – «да».
Прикладывание к левой щеке – «нет».
Обвивание правого запястья – «я люблю другого», левого запястья – «оставьте меня в покое».
Складывание платка – «мне хотелось бы поговорить с вами».
Развевание платка за плечом – «следуйте за мной».
Держание платка за два угла – «ожидайте меня».
Обвязывание вокруг лба – «предстоит сюрприз».
Придерживание у левого уха – «вы непостоянны», у правого – «у меня есть для вас посылка».
Прикладывание к одному глазу – «вы жестоки».
Навивание на указательный палец – «я невеста», на четвертый палец – «я замужем».

http://s6.uploads.ru/t/4u79v.jpg

http://s2.uploads.ru/t/XDMYj.jpg

http://s7.uploads.ru/t/2kVML.jpg

http://s6.uploads.ru/t/qKOTH.jpg

Язык перчаток

Спать в перчатках – обладать вялой, изнеженной натурой, склонной к утонченным наслаждениям.
Надевать с кем-нибудь перчатки – обходиться с кем-нибудь почтительно.
Обращаться с кем-нибудь в перчатках – избегать всякого соприкосновения в фамильярности с недостойными людьми.
Снять перчатки – относиться к чему-нибудь безразлично или же осадить человека, позволившего себе излишнюю вольность.
Сидеть, как перчатка – говорят про платье, пришедшееся впору.
Он мнется, как перчатка – этим характеризуется человек, очень мягкий и податливый.
Дарить себе перчатки – хвастаться.
Дарить кому-нибудь перчатки – открыть для кого-то источник чего-нибудь приятного.
Дать на перчатки – дать на чай.
Ему перчатки впору – говорят про скупого.
Ему перчатка широка – значит щедрый человек.
Укусить свою перчатку – значит торжественно поклясться отомстить.
Попасть в перчатки – очутиться в чьей-либо власти.
Бросить перчатку – вызывать кого-нибудь на поединок.
Поднять перчатку – принять вызов.
Перчатка под золой! – так говорили в Германии, когда хотели прервать разговор, который не должен быть слышан другими.
Как перчатка на руке – говорят про тесность двух друзей (так выражались в Англии).
Кошка в перчатках не поймает мыши – т.е. нечего бояться работы, коли хочешь сделать дело.
В Англии язык перчаток был таков:
«Предоставьте мне ваших друзей» – держат перчатки веером.
«Будьте счастливы» – держат перчатки разделенными в правой руке.
«Я бы хотела поскорей от вас избавиться» – покусывают кончики пальцев у перчаток.
«Да» – роняют одну перчатку, «нет» – сжимают перчатки в правой руке, вложенные одна в другую.
«Я к вам равнодушна» – одна из перчаток наполовину висит с левой руки.
«Избавьте меня от вашего общества» – заботливо накладывать перчатку одна ну другую.
«Идите сюда» – хлопать перчатками по левому плечу.
«Я люблю другого» – слегка бьют перчатками по подбородку.
«Я уже дала слово» – легонько подбрасывают перчатки в воздух.
«Я вас ненавижу» – вывернуть перчатки.
«Я довольна вами» – держать перчатки разделенными в левой
руке.
«Я недовольна» – бить перчатками себя по руке.
«Я сержусь» – отбросить перчатки далеко от себя.
«Любите ли вы меня?» – держать одну перчатку в левой руке с вытянутым большим пальцем.
«Я люблю вас» – уронить обе перчатки.
В Италии существовали вариации:
«Говори» – правая рука в перчатке.
«Мне нужно поговоить с тобой» – перчатку сжимают в кулаке.
«Я люблю тебя» – рука без перчатки.
«Я тебя ненавижу» – сжатая рука в перчатке.
«Я уже не свободна» – опущенная рука в перчатке.
«Уходи навсегда» – сжатый кулак, указательный палец и мизинец вытянуты.
«Я помолвлена» – поднятая перчатка.

http://s3.uploads.ru/t/GKYP4.jpg
1800-1810гг.

http://s7.uploads.ru/t/PSKTG.jpg
Начало 19-го века.

http://s6.uploads.ru/t/7Ic08.jpg
19-й век.

http://s3.uploads.ru/t/lTm3N.jpg
1842г.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Общие правила поведения на балу
- Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
- Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги.
  - Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.

Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
- На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.
- При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
- На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
- Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.
- Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
- Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
- Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.
- Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.
- На балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Приглашение на танец (ангажемент)
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карнэ* или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец
не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным
агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

*

http://s2.uploads.ru/t/ULIM4.jpg
Карнэ Екатерины Великой

http://s3.uploads.ru/t/p9etU.jpg

http://s7.uploads.ru/t/U5GBN.jpg
Карнэ с портретом Великой княгини Марии Федоровны

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.
- Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.
- Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
- На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.
- Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.
- Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?".
- Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.
Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.
- Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:
  - танец уже обещан;
  - дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  - дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  - приглашающий кавалер без перчаток.

- В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.
- Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.
- Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.
- В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
- Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Правила поведения во время танца

- Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
- Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.
- Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.
- В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.
- Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.
- Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.
- Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!
- Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон.
- В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.
- Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.
- По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.
- Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы.

Танцы на балу

Полонез
  Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров.
Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Вальс.Танец любви XIX века.

Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
Однообразный и безумный,
Как  вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.

Этот танец возмущал многих, его осуждали, запрещали, считали непристойным… Но романтичный и страстный вальс стал символом XIX века, одурманивающим «танцем любви»: на балах из него разрешалось выйти до окончания музыки – настолько он опьянял.
Название танца происходит от немецкого слова, означающего «кружить, вращать», однако родину вальса установить невозможно. Салонный вальс произошел, вероятно, от смешения разных европейских народных танцевс одновременным их упрощением (отказом от прыжков, замедлением темпа).
В деревнях тоже танцевали вальс, даже тогда, когда он уже покорил бальные залы всего мира. В сцене бала из оперы «Дон Жуан» Моцарта Донна Анна и Октавио танцуют менуэт, Дон Жупн и Церлина – контрданс, а вальс остается на долю слуги Лепорелло и крестьянина Мазетто.
Однако одновременно с невероятным успехом вальс приобрел и яростных противников. В Вене в начале XIX века было запрещено танцевать вальс более 10 минут. При дворе немецких кайзеров вальс был вообще запрещен – запрет отменили лишь в 1888 году. В пуританской Англии вальс осуждали за безнравственность.

В России вальс появился при Екатерине Великой, однако императрица не одобряла новомодный танец. А император Павел I вообще запретил вальс.
Вальс нарушил всю эстетику салонного танца прошлых веков, но главное, за что его осуждали моралисты, был близкий телесный контакт дамы и кавалера. Обхватить даму за талию и кружить ее по зале – это казалось невозможным и безнравственным. Долгое, стремительное вращение тоже считалось непристойным. Танцевальный этикет тех времен требовал неторопливых величавых движений, поклонов и реверансов на изрядном расстоянии друг от друга.
Ю.М. Лотман приводит суждение французской писательницы-моралистки Фелиситэ Жанлис: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое этот вальс!…»

Вальс дурманил головы не только впечатлительным дамам, но и кавалерам: «Разыгралось вольное воображение юноши, когда в позволительных объятиях держал он соблазнительный стан графини, когда так близко от его взоров трепетала ускоренным дыханием весенняя грудь ее. Ах! Зачем выдуман вальс, зачем случается нам кружиться с красавицей, которой мы должны любоваться бескорыстно?» (Н.Ф. Павлов. Московский бал).
Вальс считался настолько «опьяняющим» танцем, что из него разрешалось выйти до окончания музыки. Иногда пара исполняла всего 2-3 тура танца. Когда дама хотела прекратить вальс, она говорила кавалеру «Merci» и слегка наклоняла голову – и кавалер, не переставая кружиться в танце, провожал даму к ее месту.
Весь XIX век прошел под знаком вальса. Появлялись новые танцы, которые на время становились более популярными (например, была мода на мазурку и целая «эпидемия» польки), но любовь к вальсу оставалась неизменной. Он пережил всех конкурентов, его красоту и чарующую чувственность не смог потеснить даже свирепый эротизм латиноамериканских танцев, хлынувших в Европу в XX веке. Вальс продолжает свое торжественное шествие, и в XXI веке все еще остается главным бальным танцем.

Мазурка
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее  исполнении допускались разговоры. Каждый  новый танец на балу содержал меньше форм
торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.

Котильон
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом
танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

0

2

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Маскарадные костюмы XIX века

http://s2.uploads.ru/t/g8IiL.jpg

http://s7.uploads.ru/t/GNPg8.jpg

http://s6.uploads.ru/t/EYIxu.jpg

http://s6.uploads.ru/t/DCVq0.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

3

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Флирт Цветов
http://cs6112.userapi.com/v6112867/2592/-zjkkPEj77g.jpg

"Флирт цветов" – старинная модная светская салонная карточная игра, популярная в XIX веке.
Описание игры
Каждый из гостей вытаскивал картинку с изображение и названием того цветка, роль которого он будет исполнять весь вечер, и судьбоносную карту «Ты и я», определяющую партнеров по флирту. Секрет популярности игры был в том, что с помощью карт преодолевалась застенчивость, и легко завязывались знакомства с новыми людьми.
Каждый из участников вытаскивал картинку с изображением какого-либо цветка и на весь вечер получал игровое имя по названию цветка и соответствующую роль, далее определялись партнеры по флирту на основании случайного выбора по совпадению выбранных карточек.
В процессе игры партнеры передавали друг другу картинки с подходящими высказываниями на языке цветов. К примеру, один участник сообщал: «Бегония (Предлагаю сердечную дружбу)», другой мог ответить: «Гиацинт (Вы играете со мной?)» или «Водяная лилия (Чувства в моей душе бушуют)».
Существует еще тайная таблица соответствий «Ты и я», которая предписывает, с каким партнером Вы образуете пару (например, роза-мимоза, ландыш-василек и т.п.).
В игре назначается Почтальон. В его обязанности входит разносить записки участникам игры. При этом Почтальон, естественно, знает, какой цветок кому выпал. Он ходит и тайно спрашивает, кто есть кто, чтобы отдать записки адресатам. Почтальон не имеет права раскрывать тайны цветов!
Всего в наборе было 96 карточек, как правило, в футляре с золотым художественным тиснением на передней крышке.
Карточки отличались друг от друга по содержанию, однако названия цветов могли повторяться. На каждой карточке содержалось до семнадцати фраз, составляющих различные вопросы и ответы, как серьёзного, так и игривого характера.
Карточки раздавались участникам, после чего начинался «немой разговор» с помощью фраз, поскольку игроки называли вслух только имя цветка (Нарцисс, Роза, Василек…), а предложения под этими именами означенные получивший карточку игрок читал молча.
Например, игрок А. посылает малознакомой очаровательной даме карточку, в которой под именем цветка «Анютины глазки», написаны слова: «Вы завладели моим сердцем»
или - Гиацинт: « Я влюблён, влюблён как юноша».
Или - Пурпурная роза: «Я безумно влюблён, я пылаю, я жажду вас!»
А дама может ответить текстом, найденным среди ее карточек, например: " Вы смелы на словах, посмотрим как на деле ",
или " Что прикажете делать? ";
или Лопух: «Сударь, вы чересчур навязчивы, мне это не нравится».
Поскольку наименования цветов повторялись с разными текстами, никто не знал тайны разговора с одним или одновременно с несколькими участниками, чьи чувства, желания, намерения были скрыты под вуалью флирта. Состояния, в которых пребывают участники весь вечер описываются короткими фразами типа «Ты прекрасна! Мое сердце больно тобою!», «Я полюбил Вас с первого взгляда, но Вы разочаровали меня. Даю Вам еще одну попытку» и т.п.
Участники игры имеют право и даже обязаны:
1. Передавать записки своему партнеру-цветку. При этом следует придерживаться концепции своего состояния (любовь — так любовь, ревность — так ревность). Оказывать своему партнеру по игре всяческие знаки внимания, например, делать тайные подарки.
2. Передавать записки другим «цветкам».
3. Флиртовать в открытую с любым(ой) из присутствующих. Это поощряется для создания атмосферы легкой интриги.
Участники игры не имеют права разглашать тайну своего цветка до конца игры, в том числе, и в личной переписке. То есть участники игры до конца вечера держат в тайне, роль какого цветка им выпало играть. Соответственно, до конца вечера они не знают, кто является объектом их чувств.
В конце вечера карты цветов ложатся на стол…
источник - http://elsa555.livejournal.com/105608.html

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

4

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Значения цветов
Азалия - заботься о себе для меня, сдержанность, короткая страсть, китайский символ женственности.
Акация - тайная любовь, красота одиночества, целомудренная любовь.
Альпийская роза - Будь внимателен!
Амброзия - Ваша любовь взаимна.
Анемон - Я покидаю тебя!
Анютины глазки - Твоя невинность меня покорила.
Астра - символ любви, изысканности.
Белая маргаритка - Не испытывай мое терпение.
Вереск (белый) - защита, желания сбудутся.
Вереск (лаванда) - восхищение, одиночество.
Водяная лилия - Чувства в моей душе бушуют.
Гардения - Ты прекрасна, тайная любовь! или - Я счастливец!
Гвоздика (вообще) - очарование, женская любовь.
Гвоздика (белая) - милая и прекрасная, невинность, чистая любовь, подарок женской удачи.
Гвоздика (желтая) - отказ или Вы разочаровали меня.
Гвоздика (красная) - восхищение или Мое сердце больно тобою!
Гвоздика (пурпурная) - непостоянство, капризность.
Гвоздика (розовая) - никогда тебя не забуду. Гвоздика (сплошной цвет) - да!
Гвоздика (полосатая) - нет, отказ или - К сожалению, не могу быть с тобой, хотя, и хочу этого.
Гвоздика садовая - женская любовь.
Гиацинт (вообще) - стремительность, цветок, посвященный Аполлону.
Гиацинт (белый) - Прелесть, я буду за тебя молиться.
Гиацинт (желтый) - ревность.
Гиацинт (красный или розовый) - Ты играешь со мной!
Гиацинт (пурпурный) - я сожалею, прости меня.
Гиацинт (синий) - постоянство.
Гладиолус - Дай мне возможность, я искренен.
Глоксинья - любовь с первого взгляда.
Гортензия - Спасибо за понимание.
Ирис - символ Франции, твоя дружба значит для меня очень много, вера, надежда, мудрость и бесстрашие, мои комплименты или - Я вернусь!
Кактус - постоянство или тепло.
Камелия (красная) - Ты - пламя в моем сердце!
Камелия (белая) - Ты восхитительна!
Камелия (розовая) - Страстно желаю тебя.
Ландыш - свежесть, слезы девы Марии, возвращение к счастью, покорность или - Ты украшаешь мою жизнь!
Лилия (белая) - невинность, чистота, величие или Восхитительно быть с тобой!
Лилия (желтая) - фальшивый и беспутный.
Лилия (кала) - Твоя красота сводит меня с ума!
Мак (вообще) - вечный сон, забвение, воображение.
Мак (белый) - утешение.
Мак (желтый) - богатство, успех.
Мак (красный) - удовольствие.
Маргаритка - невинность, верная любовь или - Никогда не скажу о своих чувствах!
Мимоза - кокетство и очарование.
Нарцисс - люби меня, ответная любовь, желание, симпатия, желание ответной любви.
Настурция - завоевание, победа.
Незабудка - истинная любовь, воспоминания или - Не забудь меня! Ноготки - жестокость, горе, ревность.
Орхидеи - любовь, красота, утонченность, красивая леди, китайский символ многодетности или Ты - красавица!
Первоцвет - Не могу жить без тебя!
Пион - счастливой жизни, счастливого брака или стыдливость.
Роза ( без шипов) - любовь с первого взгляда.
Роза (белая) - невинность и чистота, тайна и безмолвие или - Я достоин тебя, ты восхитительна!
Роза (желтая) - уменьшение любви, ревность.
Роза (красная) - любовь или - Я тебя люблю!
Роза (розовая) - совершенное счастье. Пожалуйста, верь мне.
Роза (темно-малиновая) - траур.
Роза (чайная) - Всегда буду помнить.
Роза (лесная) - Твои раны залечатся!
Роза (китайская, гибискус) - утонченная красота.
Розовый бутон - красота и молодость, невинное сердце.
Розовый бутон (белый) - девичество.
Розовый бутон (красный) - чистая и милая.
Тюльпан - репутация, слава.
Тюльпан (желтый) - Твоя улыбка как солнечный свет!
Тюльпан (красный) - объяснение в любви или - Верь мне!
Тюльпан (разноцветный) - красивые глаза.
Фиалка - скромность.
Фиалка (белая) - Давай рискнем!
Фиалка (голубая) - бдительность, верность. Всегда буду верным!
Фиалки - Думаю о тебе.
Хризантема (вообще) - жизнерадостность и покой или - Ты прекрасный друг.
Хризантема (белая) - истина.
Хризантема (желтая) - слабая любовь.
Цикламен - отставка и "до свидания" или - Желаю удачи!
Цинния (алая) - постоянство.
Цинния (белая) - любезность.
Цинния (желтая) - ежедневные воспоминания.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

+1

5

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Игры на балах

Игровые действия, проводимые в бальном зале для дополнения и разнообразия танцев. Могут проводиться как в ходе танцевального отделения, так и во время перерыва между танцами, в составе, так называемых, дивертисментов.
Почта
Каждый участник бала может написать записку или даже письмо любому присутствующему на балу кавалеру или даме. Для этого на отдельном столике расположен почтовый ящик и письменные принадлежности. Почтальоны, которых можно узнать по отличительному знаку, обязательно донесут послание до адресата. Если Вы не знаете или не уверены в том, как именно зовут того, кому хотите написать, можно указать на него почтальонам, и они обязательно помогут.
Тот, кто пишет послание, может не подписываться, и почтальоны не имеют права разглашать его тайну.

Буриме
литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и т. д.

Шарады
Предполагает демонстрацию загаданного слова, сначала по частям, а затем целиком. Слово делится на части и каждая часть обыгрывается в сценке, где зрители должны угадать или услышать эти частички-слова затем обыгрывается все слово. Например пан-о-рама - 4 сценки. Представляющие шараду вовсе не должны были замирать на месте, как в живой картине, но могли двигаться.
О шараде в салоне Зинаиды Волконской на Тверской в середине 1820-х годов один из ее участников вспоминал: «Однажды Пушкин придумал слово; для второй части его нужно было представить переход евреев через Аравийскую пустыню. Пушкин взял себе красную шаль княгини и сказал нам, что будет изображать „скалу в пустыне”. <…> Пушкин взобрался на стол и покрылся шалью. Все зрители уселись, действие началось. Я играл Моисея. Когда я, по уговору, прикоснулся жезлом (роль жезла играл веер княгини) к скале, Пушкин вдруг высунул из-под шали горлышко бутылки, и струя воды с шумом полилась на пол. Раздался дружный хохот и зрителей, и действующих лиц».

«Живые картины» - это, как правило, статические мизансцены на тему известного живописного полотна или скульптуры, в которых изображенных героев показывают костюмированные живые люди на фоне декорации.
Такие картины появились в России в конце XVIII века. Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных. Например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т.п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки - дети хозяев дома, их родственники и друзья.

Жмурки-Водящему завязывают глаза. Остальным играющим раздают колокольчики. Все убегающие должны звонить в колокольчик, а водящий должен кого-нибудь из них поймать. Тот, кого поймали, - водит.
Другая разновидность (La Main Chaude -"Горячая рука"): водящий поворачивается к остальным играющим спиной и закрывает глаза. Кто-то один хлопает его по руке и он должен узнать, кто это. Если угадывает, то узнанный становится водящим.

Садовник
Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются.
Водящий говорит: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме ... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпан" Тюльпан: "Ой" ...
И далее диалог продолжается между тюльпаном и розой и т.д. Среди выбранных полноправно может оказаться садовник, причем на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего.
Тот, кто ошибся: откликнулся на чужое имя, не откликнулся на свое или сделал большую паузу - забыл "имена" цветов, выбывает и снова садовником дается старт, и т.д., пока не останется два игрока. Как вариант - игроки не выбывают, а отдают "фанты", которые впоследствии разыгрываются (какую-либо личную вещь).

"Горячо или холодно"
Играющие договариваются, что будут прятать, и после этого водящий выходит из комнаты, а оставшиеся прячут предмет. Когда тот, кто ищет, приближается к предмету, ему говорят «теплее», когда удаляется – «холодно», нашел – «горячо».

Приглашение на танец в виде игры
Приглашения на танец могут также исполняться в виде игры. Например, кавалер подводит к другому кавалеру двух дам и называет ему условные понятия, загаданные дамами: цветы, драгоценные камни, птиц и т.п. – «роза или фиалка?» С выбирающим танцует та дама, чьё загаданное слово было выбрано. С оставшейся дамой идет танцевать тот кавалер, который привёл дам. Подобную игру может провести дама с двумя кавалерами.

Фанты
Ведущий собирает у играющих фанты (залоги). Это должны быть какие-нибудь небольшие вещички (брошка, часы, платок и т. п.). Главное, чтобы фант был дорог играющему и был узнаваем (чтобы не путать, где чей залог).
Возможен также вариант, когда фанты забираются за проигрыш в какой-нибудь другой игре, а затем разыгрываются.
Задача владельца фанта - вернуть его себе. Для этого нужно выполнить задание, которое придумывают другие игроки. Ведущий показывает фант и спрашивает: "Что сделать этому фанту?", а играющие отвечают.
Задание также может быть заранее приготовленным и написанным на бумажке. Тогда его вытягивает случайным образом (из шляпы или мешочка) ведущий.

Бабочки
Составляются в круг стулья. Дамы занимают стулья так, чтобы один стул остался свободным. За спинкой каждого стула встает кавалер.
Кавалер стоящий за пустым стулом подает сигналы какой либо даме сидящей на стуле. Сигналы можно подавать любые, но нельзя ничего говорить или показывать руками. Дама, принявшая сигналы на свой счет, должна переместиться на свободный стул. Каждый кавалер, при этом должен зорко следить за тем, чтобы его дама не сбежала.
После того как дама переместилась на свободный стул к подававшему сигналы кавалеру, появляется новый одинокий кавалер, теперь он будет подавать сигналы дамам.
При желании кавалеры и дамы могут поменяться местами.

Отбивание дамы
При исполнении Полонеза существовал забавный обычай «отбивания дамы», который описан в воспоминаниях Н. В. Сушкова: «… не попавшие в польский мужчины, один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остается в одиночестве. Иногда стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иногда, преследуемый обидными со всех сторон словами: «устал!», «в отставку!», «на покой!», отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму».

Похищение веера
Распространённая забава на балах XIX века. Веер похищался, а затем дама выкупала его обратно за танец, за стихотворный комплимент или за шуточный поцелуй.

Ручеек
Фигура коллективных бальных танцев. Исполняется в колонном построении пар. Передние пары образует «ворота», сквозь которые, одна за другой, проходят пары из конца колонны. Различают также фигуру «Обратный Ручеёк», в которой сквозь «ворота» проходят в обратном направлении, начиная с первой пары. В этом случае танцующие могут двигаться либо вперёд лицом, либо вперёд спиной.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Бальный этикет 19 века в России


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC