"Дворянские легенды"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » История одной вещицы


История одной вещицы

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Несессер
Еще в XVIII веке во время длительного путешествия, предполагающего остановку на ночлег в пути, появилась насущная необходимость: иметь при себе достаточно компактный набор предметов для ухода за собой и туалета; легкого перекуса, вышивки или написания писем.
Кейс для путешественника, или несессер, появился как раз по этим причинам – сохранение привычного образа жизни и комфорта вне дома. Такие изделия стали весьма популярны в XVIII и XIX веках, хотя в том или ином виде существовали и до этого периода, так, слово «несессер» используется в этом привычном для нас значении с начала XVIII века.
Первоначальный основной принцип создания таких вещей был очень прост: несессер представлял собой ящик или коробку, очень часто из экзотических пород дерева, содержащий максимум необходимых предметов, изящно организованных в настолько малом пространстве насколько это возможно. Наиболее распространенными материалами для изготовления входивших в комплект несессера предметов были серебро, фарфор и хрусталь, нередко для защиты хрупких вещиц использовалась подкладка из шелка или бархата. Соответственно, при их создании высококвалифицированные мастера-ювелиры использовали все свое воображение и изобретательность для разработки сворачивающихся, складывающихся, комбинирующихся меж собой необходимых аксессуаров. При разработке такого несессера учитывался каждый квадратный сантиметр пространства и каждый предмет, помещаемый в него. Как только кейс опустошался и все его содержимое размещалось снаружи, становилось почти невозможно поверить, что все эти фарфоровые, серебряные – подсвечники, зеркала, расчески, опасные бритвы, флаконы, фляжки, бритвенные принадлежности могли действительно разместится в этом маленьком ящичке. Некоторые модели таких несессеров содержали более сотни предметов.
Женский несессер

http://s2.uploads.ru/t/GD9og.jpg

http://s2.uploads.ru/t/coL7v.jpg

http://s3.uploads.ru/t/bJ28U.jpg

http://s6.uploads.ru/t/V5ibZ.jpg

Мужской несессер

http://s2.uploads.ru/t/Ws5uf.jpg

http://s6.uploads.ru/t/NWamh.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

2

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Хьюмидор
С проблемой пересушенных и отсыревших сигар европейские сигарокурильщики столкнулись сразу после того, как в Европу пришла мода на курение сигар. Однако, решение этой проблемы было найдено лишь в начале 19 века. Этим решением стали хьюмидоры — специальные кейсы для хранения сигар, в которых искусственным образом поддерживается нужный уровень влажности. Благодаря этой влажности сигары способны долгое время сохранять свои качества, не пересыхая. Первые хьюмидоры представляли собой огромные комоды с встроенными в них резервуарами воды. Использовались они преимущественно для хранения сигар в табачных магазинах и лавках. Позже стали появляться более компактные и даже изящные версии сигарных ящиков — появились настольные хьюмидоры, рассчитанные на хранение двух-трех сотен сигар, а потом и миниатюрные дорожные сундучки, в которых можно положить не более десятка сигар.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Портсигар
Портсига́р (фр. porte-cigare) — плоский футляр, коробочка для переноски сигар.Помимо непосредственно переноски сигар, используется для придания имиджа и индивидуальности носящего.

http://s3.uploads.ru/t/m8LeM.jpg

http://s7.uploads.ru/t/8PhqG.jpg

http://s6.uploads.ru/t/5Lxzn.jpg

http://s7.uploads.ru/t/CYTsF.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Табакерка
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, многие из простого народа «клали себе за щеку». Жевание табака, как и его искусственная ароматизация, в Петербурге не были популярны, а вот нюхательный табак был весьма распространен, особенно среди людей пожилого возраста. Считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье, но распространилась эта привычка во многом и из-за запрета на курение в публичных местах.Нюхательный табак долгие десятилетия оставался душевной потребностью петербуржца всякого достатка. К нюхательному табаку прибегали дворяне, чиновники, купцы, крестьяне. В нем являлась надобность и в часы досуга, и в трудную минуту.Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли, - была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом (или не обладает, ежели табакерка неказиста).К середине XVIII века изящно исполненные табакерки стали приобретать не только высшие сановники, но и купцы, и имущие крестьяне, располагавшие для этого лишними средствами. Обладание табакеркой, особенно лаковой, поднимало их престиж в среде, к которой они принадлежали.Петербург сделался центром табакерочного дела России. Здесь были заложены и получили развитие основы лакировального (или «лакирного») искусства, в столице собрались лучшие мастера, в совершенстве овладевшие технологией этого сложного производства.При приготовлении нюхательного табака использовался главным образом виргинский сорт.
http://s6.uploads.ru/t/9hyI4.jpg

http://s7.uploads.ru/t/dWomK.jpg

http://s2.uploads.ru/t/82NSH.jpg

http://s3.uploads.ru/t/I8mPB.jpg

http://s6.uploads.ru/t/LpIo3.jpg

http://s6.uploads.ru/t/VLC5S.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

3

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Плюмаж
Плюмаж (от фр. plume – перо) - птичьи перья или их имитация, закрепленные на головном уборе в виде сложенного или раскрытого веера. Роскошные плюмажи из длинных и пышных перьев страусов, казуаров и других птиц украшали шляпы модников обоего пола, начиная с правления Чарльза II и Генриха IV.

http://s3.uploads.ru/t/p0NxA.jpg

http://s7.uploads.ru/t/vlGts.png


Плюмаж у военных

Введение огнестрельного оружия привело к исчезновению тяжелых металлических доспехов. Но в некоторых видах вооруженных сил еще долго сохранялись металлические каски и шлемы для защиты от холодного оружия. Именно здесь впервые появились плюмажи — длинные пучки волос, изготовленные из конских хвостов. Они прикреплялись к верхней части шлема и свешивались до спины, защищая шею от сабельного удара сзади.
В русской армии плюмажи были введены в начале XVIII века в драгунских частях. Драгуны хотя и считались кавалеристами, но в боевой обстановке в случае необходимости могли спешиться, превратившись, таким образом, в пехотинцев. Поэтому у драгун и появляются плюмажи для защиты от холодного оружия.Вслед за драгунами плюмажи начинают носить кирасиры, прикрепив их к верхней части металлических касок.
В тридцатые годы XVIII века плюмаж становится непременным атрибутом треуголки и служит своеобразным украшением. Поэтому офицерский плюмаж мог изготовляться из страусовых перьев.
В начале XIX века плюмаж указывает на чин. Солдаты и младшие офицеры носят плюмажи из белой или черной шерсти, старшие офицеры — из петушиных перьев. Но кирасиры и драгуны по-прежнему продолжали щеголять в традиционных плюмажах из конских хвостов.
М.Лермонтов отразил данную особенность драгунского обмундирования, упомянув в стихотворении «Бородино» драгун с конскими хвостами.
Лишь в середине XIX века плюмаж навсегда исчезает из обихода, поскольку треуголка в большинстве родов войск уступает место фуражке с козырьком.

http://s3.uploads.ru/t/j1s2U.jpg

http://s2.uploads.ru/t/xG9qv.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

4

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

  Когда центрального отопление не было, кроме печи и камина- использовали переносные жаровни или мангалы. Это были контейнеры из металла или керамики, наполняли их углями, золой, горячими камнями. Особенно интересны нагреватели для постели-  предмет похожий на сковородку с длинной (съемной) ручкой и ажурной крышкой., чтобы двигать туда-сюда,для равномерного прогрева, а также- чтобы не прожечь белье. Были также и прототипы грелок- сосуды с горячей водой.
  Обычно нагреватели были из меди, керамики или серебра, овальной или круглой формы, большинство- с крышкой и отверстиями для лучшего распространения тепла, у некоторых были деревянные или металлические ножки, а также ручки из дерева, иногда слоновой кости или перламутра.
В 18 и 19 веках нагреватели, особенно серебряные- были настолько высокого художественного уровня, с тонкой ювелирной работой, орнаментами с цветами, листьями, масками, что стали настоящими произведениями искусства.
Еще был самый простой вариант- нагревались камни, их клали в мешок, это называлось cherry stone “cushions”

http://s6.uploads.ru/t/0i269.jpg

http://s6.uploads.ru/t/zC5IA.jpg

http://s3.uploads.ru/t/1tv2x.jpg

http://s7.uploads.ru/t/NwCGu.jpg

Обогреватели для ног

http://s6.uploads.ru/t/rmaJS.jpg

http://s6.uploads.ru/t/PCQoy.jpg

http://s2.uploads.ru/t/EryNb.jpg

http://s2.uploads.ru/t/7O6yb.jpg

http://s7.uploads.ru/t/iGSEc.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

5

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Швейные принадлежности
  Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. В Китае в III веке до нашей эры, придумали наперсток. Самые первые наперстки изготавливали из толстой кожи. Позднее их стали делать из меди и бронзы. Состоятельные люди заказывали себе золотые или серебряные наперстки. Интересный факт: одна из профессиональных наград в индустрии моды во Франции называется «Золотой наперсток».Древнейшие сохранившееся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра. Напёрстки были не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом.Промышленное производство началось в XIX веке. В 1824 году был зарегистрирован патент на фабричное изготовление напёрстков. На фабричных напёрстках гравировалось название изготовителя.
  Первое письменное упоминание о наперстках на Руси (по сведениям Е.Сосны) мы находим Русские наперстки в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год.Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом. Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем. Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем — кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России. В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов  и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.     Кроме своего прямого назначения — служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение.

http://s6.uploads.ru/t/RmbxO.jpg

http://s7.uploads.ru/t/KjBt8.jpg

http://s3.uploads.ru/t/ZKfoS.jpg
Наперсток с филигранью, Россия

  В XVIII веке вошли в моду несессеры — своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они могли быть большими и маленькими, маленькие являлись украшением костюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу.Только что зарождающаяся в конце XVIII - начале XIX века промышленность и частные мастера начали выпуск специальных наборов для рукодельниц - сhatelaine. Шатлен выглядел как цепочка, к которой подвешивались самые разнообразные инструменты, в том числе и ножницы в изящном футляре, наперстки - часто тоже в футляре, лупы для особо тонких работ, игольницы, булавочницы и прочие милые красивые безделушки. Женщины в те далекие времена без дела не сидели, поэтому эти предметы были очень нужными.
  В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.
  Рукоделие и вышивка считались достойнейшим умением для дамы, швейные принадлежности делали с ручками из золота, футлярами из фарфора, перламутра, черепахи.

http://s6.uploads.ru/t/TG57h.jpg

http://s2.uploads.ru/t/UBweT.jpg

http://s6.uploads.ru/t/EvhJ3.jpg

http://s3.uploads.ru/t/FzOGZ.jpg
Искусственный панцирь черепахи

http://s6.uploads.ru/t/hoRfU.jpg
1840г. Франция.

http://s6.uploads.ru/t/HA8ZP.jpg

http://s6.uploads.ru/t/xyqW0.jpg

http://s7.uploads.ru/t/xGDPB.jpg

http://s2.uploads.ru/t/XNOHC.jpg

http://s6.uploads.ru/t/TOMSr.jpg

http://s2.uploads.ru/t/iAfFH.jpg

http://s2.uploads.ru/t/HoDkz.jpg

Футляры для игл

http://s2.uploads.ru/t/yLXcv.jpg

http://s6.uploads.ru/t/4ykaS.jpg

http://s2.uploads.ru/t/rL1dB.jpg

http://s3.uploads.ru/t/CKkbO.jpg

http://s3.uploads.ru/t/OdKuy.jpg
Футляр с отделениями по размерам и номерам игл

http://s3.uploads.ru/t/SlRno.jpg

Швейная машина
- Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардо да Винчи, но так и остался невоплощенным.
- В 1755 году немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежка в ручную.
- В 1790 году англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой.
- Изобретатель Бартоломи Тимоньё не только создал первую в мире работающую швейную машину, но даже открыл в 1831 году небольшую швейную фабрику под Парижем. Восемьдесят установленных на ней машинок Тимоньё стали шить форму для французских солдат. Предприятие оказалось успешным. Рабочие, шившие на машинке, справлялись с заказами в разы быстрее, чем рабочие с соседних фабрик, по старинке шьющие иглой.
-  В 1845 году американец Элиас Хоу представил на суд публики своё изобретение — швейную машинку, способную делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. В 1846 Хоу получает патент на своё изобретение, и первые швейные машины поступают в продажу. Однако портным шить с помощью новинки оказалось в диковинку, они предпочитали делать это вручную, и покупать швейную машинку не спешили.
- В 1851 году Зингер решает немного доработать машинку Элиаса Хоу и выпустить на рынок её усовершенствованный вариант уже под своим именем. Предприниматель и инженер «дооснащает» машину Хоу столиком-доской для ткани, «лапкой», прижимавшую материал к поверхности, и ножным приводом, позволившим освободить швее обе руки. Теперь швы можно было делать непрерывными и не только прямыми. Так же изобретатель использовал иглу с ушком у острия — ноу-хау Йозефа Мадерспегера, не оцененное предшественниками Зингера. 12 сентября 1851 года Зингер получает патент, в последствии принесший ему миллионы.
- В конце XIX века у «Singer Manufacturing Company» стали появляться конкуренты. Конторы, выпускающие швейные машины собственного производства, с незначительными различиями, стали плодиться как мухи. «Pfaff», «Veritas», «Kaizer», «Husqvarna» — вот лишь малая толика фирм, появившихся в то время на рынке. Большинство из них существуют и по сей день.Однако с появлением многочисленных конкурентов «Singer Manufacturing Company» лишь закрепила свой успех. В конце XIX века фирма открывает филиал в Германии, на заводе Виттенберга. Именно этот филиал поставлял швейные машинки в Россию. Возможно поэтому у нас по-прежнему довольно распространено заблуждение, что «Зингер» — это немецкая фирма.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

6

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Очки
http://s7.uploads.ru/t/yRsSE.jpg

   Есть сведения, что еще в давние времена и греки и римляне заметили одно любопытное явление: стеклянный шар, наполненный водой, обладает способностью увеличивать предметы. Но это увеличение объясняли не выпуклой формой поверхности, а действием воды. Причем интересно, что предприимчивые владельцы харчевен украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погруженные в воду, увеличивались в размерах, а блюда сквозь шары казались привлекательнее.
  История донесла до нас предание о знаменитом смарагде (изумруде) императора Нерона, жившего в I веке нашей эры. Известно, что Нерон смотрел на бои гладиаторов сквозь отшлифованный смарагд. Что это? Прообраз очков? Очевидно, Нерон пользовался зеленым смарагдом «для укрепления глаз». Ведь тогдашние ювелиры, работая, частенько клали около себя зеленого священного жука-скарабея. Уже тогда люди знали, что уставшие глаза при взгляде на зеленое скорее отдыхают. Известно ли было это Нерону? Наверно. Недаром же по- его приказу даже арену цирка посыпали зеленым песком из измельченного малахита, а с плеч императора всегда ниспадала зеленая мантия.
  Только в X веке появилось достаточно убедительное научное сочинение из области оптики (первое — Птолемея— сохранилось неполным). Его создал арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен).
  Хайсаму уже известны сферические стекла. Он довольно точно излагает особенности преломления световых лучей через такие стекла и высказывает очень важную мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Снова стеклянный шар, и снова лишь мимолетная констатация любопытного явления. И все же именно этого ученого следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики.
  Вторым был францисканский монах Роджер Бэкон (1214—1294). Он тоже писал о сегменте стеклянного шара, считая его хорошим средством для тех, у кого слабые глаза.
  Изготовлять стеклянные линзы и даже посуду люди научились очень давно. Однако их делали из толстого и непрозрачного стекла. А для очков необходимо было тонкое, бесцветное и прозрачное. Секрет такого стекла был найден в ХIII веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до XVI столетия. И очки, как считают многие ученые, были изобретены скорее всего в Венеции или в Северной Италии в конце ХIII века. В начале XIV века очки уже часто упоминаются в дошедших до нас источниках.
  Самые ранние упоминания—в последней трети ХIII века, в песнях миннезингеров—немецких средневековых поэтов-певцов. А уже в 1300—1301 годах Венецианский государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло; для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное.
  Таким образом, можно считать, что в конце ХIII века в Италии очки уже хорошо известны. Однако долгое время  они были  очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
  Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство. К тем временам и восходят упомянутые ранее анахронизмы —картины, изображающие апостолов и святых в очках.
  Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее—в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.
  Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой.
  Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется».
  Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков—очки Патриаршей ризницы, находящиеся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр. Интересны очки, хранящиеся в Государственном ордена Ленина Историческом музее в Москве. Это первый образец очков с оглоблями и заушниками.
  До нас дошли любопытные сведения о том. что большое количество очков ввозилось в Россию из Западной Европы во второй половине XVII века. В 1670—1672 годах поступила «491 дюжина очков» (то есть 5892 пары).

...Казалось бы, простое дело—носить очки. Но триста лет подряд искали конструкторы способ приладить их к глазам.

  Сначала был в ходу монокль—одно стекло на длинной рукояти. Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе. Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Получалась как бы разновидность пенсне, но без зажима на носу. Наконец, приспособляли к очкам заушины, почти совсем, как это делается теперь.
  Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году. Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных. Было установлено, что глаз обладает рефракцией (способностью преломлять лучи света) и аккомодацией, то есть возможностью видеть предметы, расположенные на различных расстояниях.
  Однако врачи заметили, что некоторым людям не помогают ни выпуклые, ни вогнутые, сферические стекла. Такой недостаток преломляющей способности глаз назвали астигматизмом (от греческого а —частица отрицания, stigme—точка); изображаемые предметы не собираются в одной точке на сетчатке: человек видит их расплывчатыми.
  Первым обнаружил астигматизм (у самого себя) английский естествоиспытатель Т. Юнг. А сущность и симптомы этого дефекта зрения описал голландский офтальмолог и физиолог Ф. К. Дондерс. Он доказал, что при астигматизме помогают цилиндрические стекла, сформулировал правила их подбора.
  Современная оптическая техника предлагает нам разнообразные типы очков, корригирующие любые недостатки зрения. Есть в арсенале офтальмологов и контактные линзы, которые изготовляются из легкой прозрачной пластмассы.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

7

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Зонт - ещё один язык флирта или защита от ненастья?!

    Первые зонты, как считают историки, появились более 3 тысяч лет назад на Востоке. Точных данных об истинном месте появления, и тем более, имени изобретателя нет, но если судить по фрескам и барельефам, то зонты могли появиться в Древнем Египте или Китае. В Японию зонт попал из Китая в середине VI в.н.э., где его называли «касса» (так назывались широкополые плетеные шляпы из бамбука). С Востока зонты перешли в Древнюю Грецию и Древний Рим, а оттуда – в Северную Европу.
  В далекие времена зонт, как ни странно, был одним из символов и атрибутов власти. Об этом свидетельствуют нам пышные титулы восточных властелинов: например, правитель Бирмы, в средние века, имел титул Владыка Большого Зонта, а правитель Таиланда – Царь Белого Слона, Владыка Двадцати Четырех Зонтов. Зонт был неотъемлемым атрибутом торжественного церемониала. В ранге дворцовых придворных особое место занимали носители царского зонта.
  Зонты в древности делали из дорогих материалов – золота, парчи, шелка, слоновой кости, драгоценных пород дерева. Цвета зонтов соответствовали цветам их правителей – красный символ власти в Китае и Японии, желтый – в Индии, золотой – в Египте. Форма зонта также была различная: в Египте – полукруглая, в Ассирии – каплеобразная, В Персии – коническая. Украшали зонт сообразно статусу владетеля, чем богаче, тем причудливее. Китайский император, например, обладал четырехэтажным зонтом. Зонты покрывали вышивкой, драгоценными камнями, перьями лентами и т. п. Со временем, зонты стали носить чиновники и монахи, а от них зонт перешел и к простому люду. Состоятельные граждане сами зонты не носили, за них это делали слуги или рабы.
  http://s3.uploads.ru/t/HbDRZ.jpg
Венецианский дож под зонтом

  Средневековая Италия, как восприемница античного Рима использовала зонты с той же целью – подчеркнуть статус властителя. В эпоху Возрождения зонты раскрывались над головами важных дожей, католических кардиналов и папы римского. Отсюда, зонт перекочевал во Францию.
  В XVII веке зонт становиться все более практичной вещью, и применяется как защита от солнца. Появление моды на солнечные зонты, при французском дворе, связывают с королевой Марией Терезией, которая привезла их в качестве приданого.
До конца XVIII века зонт считался дамским аксессуаром. В этот период зонты делали двух типов: массивные складные, со спицами из китового уса; со шнуром и кольцом на верхушке зонта, которое скользило по сложенному зонту вниз и удерживало его в сложенном виде; и плоские нескладные, в центре купола, которых находился диск с резьбой, куда ввинчивалась ручка (при необходимости ручку можно было отвинтить).

http://s7.uploads.ru/t/V1ztL.jpg

http://s2.uploads.ru/t/NFH1K.jpg

   В России зонтик попал из Западной Европы. В русский язык слово "зонтик" пришло из голландского языка в XVIII веке с легкой руки Петра I вместе с другими морскими и военными терминами. Один из них - zonnedek (зонедек) - означал "тент, навес из ткани над палубой". Постепенно зонeдек "обрусел", потерял одну букву из серединки, а окончание -дек как-то постепенно сменилось на созвучное ему - тик, и появился такой благозвучный русскому уху "зонтик". А дальше сработала привычная логика, если суффикс -ик уменьшительно-ласкательный, то, раз существует зонтик, значит, должен быть и большой зонтик, т.е. зонт. Вот так и появилось иностранное слово "зонт", не существующее больше ни в одном языке мира, кроме русского. В толковый словарь русского языка "зонт" вошел только в 1834 году.
   Изобретателем современного зонта считается Джонас Хэнвей. Он еще в 1756 году вышел на улицы Лондона со своим изобретением. Нужно признать, что праотец современного зонтика был тяжел и массивен – около 5 кг., вместо спиц – рыбьи кости, купол – из брезента. Кстати, извозчики увидели в изобретении Хэнвея – прямого конкурента. Дело в том, в солнечные дни они простаивали (позволить себе даже наемный экипаж могли немногие), но как только начинался дождь, лондонцы мгновенно вызывали кебманов, чтобы добраться до нужного места, теперь же, имея зонт можно сэкономить на проезде. С другой стороны, состоятельные горожане тоже не были в восторге от новшества, они считали зонт прямым указанием на недостаток средств для найма кеба. Конечно, простой люд оценил зонт по достоинству, и с тех пор трудно было представить лондонца без зонта.
   Зонты прошлого были дороги, а если они изготавливались из первоклассных материалов, то и вовсе передавались по наследству, как настоящая ценность.

http://s6.uploads.ru/t/a7K4F.jpg

http://s2.uploads.ru/t/TGIuK.jpg

http://s2.uploads.ru/t/zjR3V.jpg

http://s2.uploads.ru/t/cWlM1.jpg

Для изготовления зонтов использовался разнообразный материал: полотно, пропитанное воском, непромокаемый шелк, лакированная бумага. Остов зонта составляли 10 ребер длиной 80 сантиметров. Ручка делалась из слоновой кости, ясеня и дуба. Мода добавляла свои нюансы в оформление зонта: кружево, бахрому, перья, вышивку, набивной рисунок. Ручки инкрустировались резьбой и позолотой. Во Франции появилась новая форма ручки - изогнутая.
  Цвет ткани менялся: в 18 веке модными считались зонтики желтого, зеленого, розового цвета из тафты; позднее - красные, синие, ярко-зеленые. В начале 19 века появились темные зонты: черные, коричневые, зеленые.
   До середины века спицы делались из китового уса или камыша (он шел на дешевые зонтики). В дальнейшем стали производиться из пружинной стали.

   В XIX веке зонт не раз усовершенствовался, только за первые 50 лет этого столетия было выдано 120 патентов на различные конструкции этого предмета. Современный зонт-трость был запатентован Сэмюэлем Фоксом в 1837 году. Изобретались и более хитроумные конструкции – зонт шляпа, зонт-громоотвод, зонт-очки, зонт-нессесер, зонты с отделениями для всяких мелочей.
   После 1830 годов зонт стал неотъемлемой частью женского костюма. Без него не выходила на улицу ни одна дама. Начался золотой век зонтика. Большей популярностью в это время пользовался солнечный зонтик. Изящные, кружевные, украшенные согласно последней моды – они сопровождали даму повсюду. Неудивительно, что в это время появляется и тайный «галантный» язык зонтика. Резко раскрыв или закрыв зонт, переложив его с одной руки на другую, размахивая им из стороны в сторону – барышни назначали свидания, признавались в любви и давали отпор настойчивому ухажеру.
http://s6.uploads.ru/t/JeLbs.jpg
  Во второй половине XIX века зонты окончательно разделяются на мужские и женские. Первый имеет строгие очертание и темные расцветки, ручку с закругленным концом и внушительный размер, второй – маленький изящный, с тонкой прямой ручкой купол выполнен из яркой шелковой ткани, может быть украшен вышивкой, аппликацией, кружевом или бахромой. Зонты этого времени имели подкладку, которая скрывала спицы и механизм. Дамские зонты середины столетия имели устройство, позволяющее сгибать верхнюю часть ручки, таким образом, что купол зонта превращался в экран, что позволяло прикрывать лицо от солнца (загар – признак вульгарного происхождения). Во второй половине XIX века зонты освобождаются от грамоздких украшений, основное внимание производители сосредотачивают на ручке, ей придают порой самые невероятные и фантазийные формы – головы животных и птиц, женские фигурки, цветочные формы.
  Первый магазин зонтов – “James Smith & Sons” появился в Лондоне в 1830 году, работает он, и по сей день, среди его клиентов множество высокопоставленных особ.
  В ХХ веке зонт превращается в обыденный и всем доступный аксессуар. Технический прогресс не обошел своим вниманием и этот предмет обихода. В 60-е годы прошлого века изобретают двойной складной зонт, позволяющий поместить его в небольшой сумке или кармане. С развитием химии, зонт стали делать из пластмассы и синтетических материалов. В 70-е годы появились полуавтоматы и полностью автоматические зонты. Появились зонты, которые можно использовать в качестве средства самообороны, оснащенные слезоточивым газом, достаточно простого нажима на ручку и в сторону злодея выпускается газовое облако.
И сегодня кутюрье и дизайнеры не оставляют без внимания зонт. Зонтичная мода существует наряду с любой другой модой на тот или иной аксессуар.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

8

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Визитки

Изобретателями визитных карточек считают китайцев, так как именно в Китае появились первые бумажные визитки примерно в III веке н. э. Специальный императорский указ обязывал чиновников иметь специальные карточки из красной официальной бумаги с именем, фамилией и должностью, написанными тушью.

В Россию визитки пришли при Екатерине I с французским придворным этикетом и очень скоро стали частью церемониала знакомства и представления. Правила использования «визитных билетов» усложнялись, и к середине XIX века сформировался целый «визиточный» этикет.

Тогда же появилась и новая мода, также пришедшая из Франции: вместо личного посещения можно было отправить лакея с визиткой по нужному адресу. Перед праздниками взмыленные слуги носились по всему городу, разнося визитные карточки хозяина. Но скоро для экономии времени и сил сообразительная прислуга организовала тайные «биржи» по обмену визитками: лакеи съезжались в назначенное место и обменивались карточками, причем, разумеется, хозяева об этом и не подозревали.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

9

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Все так же играет шарманка

http://s3.uploads.ru/t/GmaA8.jpg
  Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты). Но в Европе шарманка появляется позже, в 1796 году, благодаря швейцарскому механику-изобретателю Антуану Фавру. Поначалу это был всего лишь «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.
  Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку - раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента - шарманка.
  Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка. И произошло от ширм, из-за которых
Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных, а появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею.
  Впервые в русском языке слово шарманка зафиксировано в 1817 году. Шарманка или, как ее называли в России, «Катаринка» представляла собой механический инструмент в виде небольшого оргАна без клавиатуры - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.
Но еще бывали язычковые шарманки - сейчас они попадаются в качестве детских игрушек.
Интересно: со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым – отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

http://s3.uploads.ru/t/VX5s8.jpg

http://s2.uploads.ru/t/ikqyu.jpg


http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » История одной вещицы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC