http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

В основе поведения лучших представителей армии лежал кодекс рыцарской чести:
    «Вступающим в сие звание предлагаемы были три статьи. Рыцари клятвенно их сохранять обязывались.
1. Никогда не отступать от добродетели. Преступник, недостойный милости Всемогущего, лишаясь спокойствия душевного, лишается и способности к великим подвигам.
2. Видя слабого притесняемого сильнейшим, не оставляет без защищения. Не помогающий ближнему не может и саможидать помощи.
3. Покровительствовать всегда беззащитным женщинам, находящимся в гонении и напастях. Любовь умягчает нравратоборцев, могущих легко в зверство обратиться».
Увлечение идеалами средневековья сказалось и на проведении светских ритуалов восемнадцатого—девятнадцатого столетий, среди которых рыцарская карусель занимала особое место. В самом названии этого ритуала заключено его
главное отличие от прочих светских празднеств — в них не могли принимать участие представители других классов общества. Рыцарская карусель — своеобразный символ дворянской культуры, одна из ярких страниц ее истории.
     Любимым занятием дворянства времен Людовика XIV были карусели, являющиеся одновременно конным состязанием сприменением оружия по манекенам и пышным празднеством. В каруселях участвовал и сам король, поражая всех своим искусством и богатством наряда. Средневековый французскийрыцарь был обязан обладать семью добродетелями: уметь слагать стихи возлюбленной даме, владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы.

В XVIII веке рыцарские карусели появились и в России. Об одной из «славнейших каруселей», устроенной перед Зимним дворцом в С.-Петербурге, писали в Европе и долго вспоминали в России. Ее, например, описал в своей книге дядя А.С. Пушкина, тоже поэт Василий Львович.
Карусель проводилась в специально устроенном на площади амфитеатре, где располагались места для зрителей, а также ложи для императрицы и наследника престола, великого князя Павла Петровича, которому тогда еще не было 10 лет. Карусель состояла из 4-х кадрилей (команд): славянской, римской, индийской и турецкой. Участники были одеты в красочные старинные костюмы соответствующего народа. В состязаниях участвовали не только мужчины, но и женщины, сидящие в колесницах вместе с возницей. Дамы метали копья, пики, кольца. Судьями и распорядителями были представители знатных дворянских родов. Командовал славянской кадрилью граф И.П. Салтыков, римской - Григорий Орлов, турецской - его брат Алексей Орлов, индийской - князь Н.И. Репнин. Главным судьей был фельдмаршал Миних.

Екатерина II, недавно вступившая на престол, увлекалась верховой ездой, была прекрасной наездницей и сама участвовала в славянской кадрили, подчеркивая тем самым любовь ко всему русскому. Призами для дам-победительниц были брошь, табакерка и перстень (все с бриллиантами), для кавалеров - бриллиантовая пуговица с петлицей на шляпу, трость с бриллиантовой головкой и перстень с бриллиантом. Призы также получили кавалеры - возницы дам.
Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, выстрелы из пушек, подающие сигналы к различным действиям, превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное зрелище. Толпы жителей Петербурга увидели участников карусели в то время, когда они проезжали из лагерей к Зимнему дворцу. Лагеря, состоящие из расписных шатров, располагались у Летнего дворца и на месте теперешней М. Морской улицы.
В состязаниях двух братьев Орловых победителем стал старший, Григорий, правда, с незначительным преимуществом. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых «карусельных портретов». Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне.

К сожалению, Амфитеатр полностью построить не успели. В связи с вступлением Павла I на престол, строительством главной резиденции Михайловского замка, а вскоре - убийством императора, многие работы в Гатчине были свернуты.

20 и 25 июня 1811 года в Москве в Нескучном саду прошел последний в истории настоящий рыцарский турнир!  Всего было проведено четыре рыцарские кадрили: Военная, Галльская, Венгерская и Русская. Участники состязания поочередно на лошадях выезжали на место соревнования и демонстрировали перед зрителями мастерство владения копьем, шпагой и пистолетом. После окончания выступления благородные рыцари направлялись в центр арены к судейской ложе. Судьи подсчитывали очки и объявляли победителя, которому празднично одетые дамы вручали приз. Примечательно, что карусель была благотворительной. Все собранные средства были переданы в помощь раненым солдатам, бедным офицерам и вдовам, жителям Москвы. Главным победителем в первый день карусели - 20 июня был признан граф А.И. Апраксин, в качестве приз ему вручили пистолеты известного мастера Кухенрейтера. В турнире 25 июня золотой медалью был награжден граф А.П. Апраксин.

Сын Павла I, император Николай I тоже любил Гатчину, подолгу жил во дворце и значительно его перестроил. Как достойный сын своего отца, он тоже отличался рыцарством. Николая I по праву называли «последнем рыцарем на престоле». Правда, впервые «рыцарем» его нарекла бабушка Екатерина II, увидев «большущего Николая», который на 3-й день от рождения уже ел кашу, кричал басом и «смотрел во все глаза».
http://s6.uploads.ru/t/fcCLP.jpg
На Мраморной лестнице в Парадном вестибюле Арсенального каре Гатчинского дворца до войны находилась еще одна картина с изображением рыцарской карусели. Она происходила в Царском Селе в 1842 году. Фактически картина является царским семейным портретом, исполненным известным французским художником О. Верне. Николай I и его семья изображены участниками царскосельской карусели. В центре картины в образе Прекрасной дамы - Александра Федоровна, одетая в средневековое платье из золотой парчи и синего бархата, на белоснежном коне, рядом - ее верный рыцарь Николай, в свите - дочери, а пажами - младшие сыновья. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском - исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Николай I был страстным коллекционером оружия, благодаря ему в Гатчинском дворце сформировалось столь обширное собрание.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png