http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
http://s6.uploads.ru/t/FLU8Q.jpg

Одним из излюбленных развлечений на балах являлась так называемая <светская беседа>. Искусство вести светский разговор считалось важной составляющей облика <светского человека>, помимо умения со вкусом одеваться и красиво двигаться в танце.

<Одно из первых для молодого человека достоинств - уметь говорить ясно и складно. Дабы сие приобрести, надобно прилежать к познанию языков и читать как можно более и даже выписывать из книг лучшие изречения>.

Разумеется, не все люди (даже в том время) были прирожденными ораторами, для того чтобы легко и непринужденно вести светский разговор, но - <этикет обязывал>. В то время издавались специальные пособия, содержащие своего рода <инструкции>, как освоить эту науку и каких правил придерживаться, дабы иметь успех в свете. Предлагаем Вашему вниманию ряд любопытных выдержек из таких книг. <Наука салонной болтовни> заключалась в <умении придавать особенный интерес всякому предмету>, <рассуждать о том, о другом; переходить от предмета к предмету с легкостию, с приятностию>. Светский человек не останавливается долго на одном предмете разговора, не вдается в рассуждения, ни на чем не настаивает, а <скользит по предметам>. <Главный характер этого легкого разговора состоял в том, чтобы не зацепиться ни за одну глубокую или оригинальную мысль, не высказать ни в чем своего собственного убеждения; чтобы все было гладко, не касалось ни жизни, ни правительства, ни наук; одним словом, чтобы разговор не был никому особенно интересен и был всем понятен, всем по плечу>.

Вот ещё несколько цитат, отражающих <лёгкий, скользящий> характер светского разговора. <В салоне не требуется ораторов, там требуются люди, умеющие поддержать легкий разговор. Да, но о чем же собственно следует разговаривать в многочисленном светском обществе? О всем и всех, ни о чем слишком долго и пространно. Вы должны находить новый материал для рассуждений, не щеголять исключительно собственным остроумием и знаниями, но предоставлять также и другим возможность блеснуть своим красноречием, чтобы они к концу общей беседы были довольны собою и нашли, что ни с кем нельзя так весело болтать, как с вами.

Нет ничего в свете, о чем было бы нельзя вести легкого и интересного разговора. Не выжидайте для этого глубокомысленных тем, но пользуйтесь всем, что вам предоставляет данная минута. Самой худшей помехой служит здесь односторонность. Вы не должны повторяться и вам следует иметь обширный репертуар рассказов и анекдотов.

Чем разнообразнее предметы, которыми вы пользуетесь для салонной болтовни, тем она выходит живее и занимательнее. Здесь все может послужить темой разговора: новости дня, различные происшествия в кругу ваших знакомых, театральные зрелища, концерты, путевые приключения (ваши собственные или чужие), общественные вопросы, веселые эпизоды, пережитые вами или слышанные, торжества, бывшие или предстоящие, наблюдения в вашей среде. Нужно только уметь распорядиться этим материалом, искусно разнообразить его, не вдаваясь слишком серьезно и слишком глубоко ни в какой предмет, избегая докторального тона и помня пословицу: <все жанры хороши, кроме скучного>.

Настоящий салонный разговор легко может обойтись без злословия; конечно, случается и здесь упомянуть о какой-нибудь слабости или странности знакомого лица, повторить пикантный слух, но в порядочном обществе все это делается вскользь, мимоходом, а не смакуется с наслаждением, как между завзятыми сплетниками. Болтовня не терпит раздражительного тона, резкого противоречия, упрямой настойчивости на своем мнении, колкости обидных намеков, никакой навязчивости в суждениях или желания выставить себя в выгодном свете к ущербу других. У салонной болтовни нет другой цели, кроме невинного развлечения>.

Со временем характер светских разговоров менялся <требовалось более ума, знаний; маленькое ораторство начинало заступать место комплиментов>

Даже в разговорах с дамами, во время наполеоновских войн, стала появляться серьезность <Вяземский порхал около хорошеньких женщин мешая любезности и шутки с серьезными тогдашними толками>

(Игровое время проведения бала (1824 г.) позволяет некоторую свободу в выборе стиля беседы: тогда уже появились новые веяния, но и старое ещё не совсем отошло в прошлое.)

При чтении старинных книг по светскому этикету создаётся впечатление, что <правила приличия> приписывали надевать в обществе маску, не показывать своих чувств, оригинальных мыслей, привязанностей.

<Светское приличие и закон общежития требуют, чтоб в больших собраниях никто не занимался исключительно теми людьми и разговорами, которые ему нравятся и его занимают. В свете каждый, а еще более каждая принадлежит всем. Монополии возбраняются, как исключения, обидные для общества. Всего менее надо говорить с тем, с кем более сего хочется говорить. Уж это так принято!>

Существовали определённые правила о том, чего следовало избегать в разговоре. Так, например, в светской беседе было не принято также называть некоторые вещи своими именами. Бытовой язык света был насыщен эвфемизмами, выражениями, которые заменяли другие, неудобные для данной обстановки. Например, сказать о девушке, что <она дурнушка> считалось большим невежеством. Обыкновенно говорили <у нее доброе сердце> (<она имеет добрую душу>). Примечательна реплика Печорина в романе М.Ю.Лермонтова <Княгиня Лиговская>: <Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится>

<Определительность, резкость, полная искренность, нагая истина возможна только в деталях: Дипломатический тон есть элемент светской беседы...>

Кроме того, были <нежелательные> для светской беседы темы:

<Не надо так же с похвалою рассказывать о людях и вещах, о коих всякой знает, что мы худого о них никогда не скажем; как то хвалить другим своию жену, своих детей, свой дом и тому подобное; ибо что для нас хорошо, то не всегда другим кажется таковым>.

<Никогда не заводи о себе самом речи. Из благопристойности не должны мы говорить о самих себе; да и можно ли что сказать о себе, что бы не оскорбляло нашея скромности и не показывало вида самолюбия. Берегись вступать в повествовании о плачевных происшествиях, которыя обыкновенно рассказывать должно с печальным видом>.

Вот ещё несколько правил, чтобы <не попасть впросак>:

<При избрании предмета к разговору, должно наиболее смотреть на то лице, с которым намереваешься начать речь свою. Пред молодыми не должно являть себя угрюмым философом; ибо оне больше всего любят говорить о вещах забавных и веселых. Не надобно также показывать ни важного, ни сурового вида пред женщинами, кои в таковых собраниях думают токмо о смехе и утехах>.

В действительности,старинные правила этикета во многом отвечают современным представлениям о тактичном,

интеллигентном человеке:

<Учтивство требует также, что бы мы в обращении принимали в рассудок состояние души своего собеседника. Если ты примечаешь в нем некую досаду, печаль и оскорбление, то оставь его в покое, не мучь его своими приветствиями и рассказами и удались от него.

Если в беседе кто-нибудь скажет что-то непристойное, или свойственное малым детям, хотя бы то происходило от глубокого невежества, или худого воспитания; не должно при сем случае смеяться, а должно более сострадать о его слабости или глупости>.

Итак, салонная беседа - это если не искусство, то мудреное умение, и немало времени пройдёт, прежде чем оно станет <второй натурой>, и можно будет поражать собеседника той самой изящностью и лёгкостью разговора. И за месяц эту науку, конечно, не освоить.

Но мы с вами можем попробовать <поиграть> в светскую беседу - недаром она считалась одним из развлечений на балу, наряду с танцами. Вот несколько посылок, как это можно сделать.

http://s2.uploads.ru/t/XiB7P.jpg


О чем же мог вестись разговор на балу в период, когда в моде был романтизм?

1. Прежде всего, о Боге.

2. Частыми были разговоры о личности человека:

перед лицом Бога - как его творения, как восстающего против него,

в истории - тогда считалось, что историю творят отдельные личности.

Собственно, уже тогда решалась дилемма Достоевского <кто я, тварь дрожащая или право имею>, но не на бытовом уровне, и не на уровне самокопания в душе, но на фоне романтических приключений.

3. Велись разговоры о прошлом - прежде всего в романтическом контексте. Особо популярны были античные времена (благо, все имели классическое образование) и средневековье (как особо романтическое). Большой интерес общество проявляло к Востоку (арабо-мавританской культуре), но не к реальному Востоку, а к его типичным чертам.

4. Некоторый интерес вызывала мистика (но меньший, чем 70 лет спустя). Однако отношение к потусторонним вещам базировалось на христианской точке зрения. Т.е. вампиры - это ужасно, а не красиво, ведьмы - это зло, а негероини.

5. Очень большой интерес вызывали рассказы о путешествиях. Кстати, можно пересказывать и свои собственные поездки в другие страны, и прочитанные мемуары - что угодно.

6. Популярны были разговоры об искусстве. Здесь можно обсуждать просмотренные Вами (а не Вашими персонажами) балеты, оперы, выставки, прочитанные книги.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png