http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

В дореволюционной России «духовным родством» называли отношения не по родству, а по косвенным семейным и обрядовым связям. Оно строго учитывалось законом и было одним из важнейших юридических понятий (и нашло отражение в русской классической литературе).

Например, овдовевшему супругу нельзя было жениться на сестре покойной жены; вдове — выйти замуж за брата умершего мужа. Нельзя было жениться на девушке, если она была сестрой жены родного брата — опять «духовное родство»! Но все эти отмершие законы совершенно неизвестны и непонятны современному читателю.

Читая роман «Война и мир», узнаем: Николай Ростов не сможет жениться на Марье Болконской, если Андрей (брат Марьи) женится на Наташе (сестре Николая). Драматический конфликт рассказа Тургенева «Мой сосед Радилов» никак не поясняется в тексте и остается за пределами понимания современного читателя. А вся суть в том, что полюбившие друг друга вдовец Радилов и незамужняя сестра его покойной жены Ольга сочетаться браком не имели права — никогда!

Кроме того, «духовным родством» становились отношения, связывавшие неродных людей через обряд крещения ребенка. Взрослые участники крещения, мужчина и женщина, официально — восприемники ребенка, назывались крестными родителями — крестным отцом и крестной матерью, сам младенец на всю жизнь становился их крестником (крестным сыном или крестной дочерью).

В быту настоящие родители называли крестных кумовьями — кумом и кумой, было даже выражение «покумиться». Крестные родители навсегда оставались связаны между собой «духовным родством», своего рода близостью. И сочетаться браком крестные родители не могли уже никогда, даже если никакого кровного родства между ними не было. А муж и жена стать крестными одному и тому же ребенку не могут и сейчас.

И, разумеется, настоящие и крестные родители тоже становились «духовными родственниками» и брак между ними (когда-нибудь впоследствии, например, в случае смерти одного из супругов) тоже был невозможен.

В наброске Чехова «Калека» Анюта объясняет брату, почему его пригласили в крестные: в крестные матери уже пригласили девушку которая нравится брату, «она девушка хорошая, а если бы вы покумились, то, говорят, не стали бы вас венчать».

Запрещалось жениться даже на дочери крестного отца, то есть на «крестовой сестре». Горьковского Фому Гордеева хотят женить на Любови, дочери купца Маякина, его крестного отца. Богатый, оборотистый Маякин не считает брак невозможным: «А насчет того, что сестра она тебе крестова — обладим мы». Конечно, и в те времена деньги и связи помогали преодолевать все эти препоны. Не было денег и связей — и любовь, вспыхнувшая между молодыми людьми, случайно оказавшимися в «духовном родстве», оборачивалась трагедией.

В случае обнаружения такого «противозаконного брака» супругов, даже многолетних и многодетных, в соответствии с законами Российской империи, насильственно разводили.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Из книги Ю.А. Федосюка «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века», М., 2003