Кареты
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК Царское Село Екатерининский дворец

Выставка открыта в павильоне бывших Дежурных конюшен, который был построен в 1824 году по проекту архитектора Василия Стасова и Смарагда Шустова. На выставке представлены 23 императорских экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII - XIX веков.

Еще в XIX веке стало ясно, что собрание придворных экипажей представляет историческую и художественную ценность. В 1860 году в Санкт-Петербурге император Александр II открыл Придворно -конюшенный музей, задуманный еще при императоре Николае I . Для хранения придворных карет было построено специальное двухэтажное здание в Санкт-Петербурге по проекту П. С. Садовникова.

В конце 1920 -х годов музей был расформирован. Часть карет поступила в Государственный Эрмитаж, а 52 экипажа были переданы Екaтерининскому дворцу -музею, имевшему уже в своем собрании 23 кареты. До 1930 -х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывших Дежурных конюшнях. Пережив блокаду в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец -музей. Большинство экипажей были реставрированы. В 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей. Открытию музея в бывших дежурных конюшнях предшествовали новые реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены 20 экипажей.

Сегодня на выставке представлены различные старинные экипажи: кареты, фаэтоны, кабриолеты, сани, которые в XVIII - XIX веках использовались для торжественных парадных выездов и для самых пышных церемоний при русском императорском дворе -коронационных выездах. Три кареты, изготовленные для императрицы Екатерины II знаменитым петербургским каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалем в начале XVIII века поражают огромными размерами, пышной золоченой резьбой и богатством внутреннего убранства. Не менее замечательны по высокому мастерству работы экипажи середины XIX века, сделанные Придворным экипажным заведением и, в особенности, десять карет, изготовленных к коронации императора Александр II петербургскими фабрикантами Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми. Сохранились в царскосельской коллекции экипажи каретной фабрики Неллиса и уникальные по конструкции кареты, выполненные на фабрике Ивана Брейтигама в 1873 году. Особое место в экспозиции занимает карета, в которой 1 марта 1881 года от брошенной народовольцами бомбы был смертельно ранен император Александр II . В последнем зале выставки размещены сани, которые по богатству убранства и искусству работы не уступают другим парадным экипажам. "Каковы сами, таковы и сани"- гласит русская пословица. Среди экспонатов сани, принадлежавшие императору Павлу I , и десятиместные сани для катания фрейлин императрицы Екатеринны II, изготовленные каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1793 г
Кареты

Кареты

Кареты

ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА
Лондон. Конец XVIII — начало XIX века. Мастер Кремер. Изготовлена для великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича.
Кареты

КАРЕТА ТИПА «COUPE» («КУПЕ»)
Петербург. II-ая половина XVIII века. Куплена у каретного мастера И. К. Букендаля в 1780 году для императрицы Екатерины II. В 1826 и 1856 годах возобновлена в Придворном экипажном заведении и служила для коронации Николая I и Александра II.
Кареты

КАРЕТА
Париж. I -ая четверть XIX века. Мастер Мишалон. Куплена в Париже в 1825 году министром русского двора князем П.М.Волконским к коронации французского короля Карла X. В1856 году возобновлена в Придворном экипажном заведении и служила для коронации Александра II в 1856 году.
Кареты

ФАЭТОН ПРОГУЛОЧНЫЙ
Начало XIX века. Принят от датского посланника графа Блюма в 1821 году для выездов императрицы Марии Фёдоровны.
Кареты

КАБРИОЛЕТ
Петербург. Придворное экипажное заведение. 1842 год. Сделан для императора Николая I.
Кареты

КАРЕТА КОРОНАЦИОННАЯ
Петербург. 1856 год. Мастера братья Фробелиус.
Служила для коронации в 1856 и 1883 годах Александра II и Александра III.
Кареты

КАРЕТА КОРОНАЦИОННАЯ
Петербург. 1856 год. Мастера братья Яковлевы. Служила для коронации в 1856 и 1883 годах Александра II и Александра III.
Кареты

КАРЕТА КОРОНАЦИОННАЯ
Петербург. Придворное экипажное заведение. 1856 год. Служила для коронации в 1856 и 1883 годах Александра II и Александра III.
Кареты

ФАЭТОН КОРОНАЦИОННЫЙ
Петербург. Придворное экипажное заведение. 1856 год. Сделан для торжественных выездов обер-гофмаршала и оберцеремониймейстера. Служил для тех же особ по случаю коронаций Александра II и Александра III.
Кареты

САНИ ОДНОМЕСТНЫЕ
Конец XIX века.
Кареты

CАНИ ОДНОМЕСТНЫЕ
Конец XVIII века. Приобретены в 1797 году у капитана Ефима Звегинцева для Павла I.
Кареты

КАРЕТА САНИ
1873 год. Принадлежала императору Александру II.

Музей в Ярославле

Главный экспонат местного музея - карета губернатора Ярославской губернии, изготовленная во Франции, привезенная из С-Петербурга в Ярославль, и , практически сразу поставленная на прикол, так как с такими габаритами она не могла развернуться на узких улочках и застревала в местных лужах!

Национальный музей Республики Татарстан

Кареты

Карета дворянская.
Середина XVIII в.

По своему виду, конструкции и отделке карета похожа на экипажи периода правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), изготовленные и привезенные из Франции. Двухместный возок укреплен на кожаных ремнях-рессорах. Украшен рисунками мифологического характера. Поражают размеры экипажа: его длина достигает 6 метров, высота 2-х метров 80 сантиметров, диаметр задних колес – 1 метр 80 сантиметров. Два мягких кресла в возке обиты тёмно-лиловым бархатом, стены изнутри обтянуты бархатом цвета бордо. На полу войлок, прикрытый кожей. Крыша возка драпирована кожей чёрного цвета, крепко прибитой специальными коваными гвоздями. Существует мнение, что в мае-июне 1767 г. при посещении Казани императрица Екатерина II путешествовала по городу в этой карете. «У пристани Её Величество, сев в приготовленную карету, изволила пойти сквозь Тайницкие ворота в город прямо к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви». «Карета Её Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов...» (газета "Санкт-Петербургские ведомости"). Историки полагали, что при отъезде из города Екатерина II подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. Однако, в описях архиерейского дома она не значилась. В то же время доподлинно известно, что летом 1889 года Казанский архиепископ Павел передал экипаж городской Думе, которая с благодарностью приняла его, а в 1896 году подарила Казанскому городскому музею.

Оружейная палата

Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Ценность коллекции заключается в том, что экипажи не претерпели серьезных переделок, известны принадлежность экипажей и имена их создателей - И.К.Букендаля, И.М.Гоппенгаупта, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каффиери. По каретам собрания Оружейной палаты можно судить об изменениях формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI - XVIII столетий.

Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний. Она насчитывает семнадцать экипажей, созданных в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы. Кареты практически не подвергались переделкам. Они представляют такую значительную отрасль художественного ремесла, как каретное дело, без изучения которого невозможно постижение художественной культуры России и Европы XVI, XVII и XVIII столетий. Экипажи тех времен - не просто элитарный вид транспорта. В большинстве своем это и памятники искусства, в которых органично сочетаются резьба по дереву, живопись, литье, художественная обработка кожи, ювелирное мастерство и даже архитектура.
Кареты

Кареты

Коляска летняя
Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляска не имеет дверей, их заменяет откидывающаяся передняя часть кузовка. Золоченые резные дубовые и лавровые ветви и гирлянды цветов обрамляют кузовок коляски.
Передок коляски украшен резными фигурками орлов с распростертыми крыльями. Сзади – созданные уже русскими мастерами фигуры всадников в шлемах и кольчугах с копьями в руках. Резьба, покрытая густой позолотой, производит впечатление литья из металла. На стенках экипажа – изображения античных богов. По сторонам – Амфитрита и Фортуна, на задней стенке – Аполлон среди муз. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства.
Кареты

Колымага
Карета английской работы конца XVI века - подарок английского короля Якова I Борису Годунову в 1603 году. Наиболее древний экипаж нашего собрания. Карета еще проста по форме, конструкция и техническое устройство ее несовершенны, она не имеет поворотного круга. Чтобы развернуть карету, требовалась довольно большая площадь, а при крутом повороте задние колеса нужно было заносить на руках. У кареты нет места для кучера, лошадей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ведущей лошади. Такого типа кареты - открытые, без рессор, без поворотного круга - в России называли колымагами. Карета интересна художественным оформлением - высокорельефной резьбой по дереву с изображением сцен борьбы христиан с мусульманами и сцен охоты.
Кареты

Карета-берлина
Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета, сделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II. Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры.
Кареты

Карета
Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Экипаж выполнен мастерами Вены по заказу русского двора в 1740 году. Резной декор занимает главное место в художественном убранстве экипажа. Резьба тонирована, покрыта позолотой. Стенки и дверцы кузова украшены живописью в золотисто-зеленых тонах на мифологические сюжеты.
Кареты

Карета
Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Выполнена мастерами Вены в 1741 - 1742 годах. Художественное решение и технические данные характерны для парадных экипажей 1740- гг. Карета покрыта густой, золоченой резьбой в стиле рококо с аллегорическими и мифологическими сюжетами. Была заказана специально для коронационной церемонии императрицы Елизаветы Петровны.
Кареты

Карета
Великолепно выполнена в 1746 году карета берлинским мастером Иоганном Михаэлом Гоппенгауптом. Карета производит впечатление легкости, изящества благодаря искусной резьбе по дереву с изображением лавровых листьев, завитков, раковин, скульптур мифологических божеств. В форме кузова, декоре ярко выражены черты стиля рококо. Кузов ее подвешен на шести ремнях, имеет рессоры и поворотный круг. Карета была подарена Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Ею пользовались во время коронационных торжеств на протяжении XVIII - XIX столетий, поэтому экипаж много раз подновляли
Кареты

Карета
Во второй половине XVIII века кареты стали более совершенными, кузов подвешивался на четырех ремнях, поэтому при движении не раскачивался. Вертикальные металлические рессоры позволили поднять кузов несколько выше, что имело большое значение при дорогах того времени. Подобным образом была выполнена в Париже в 1763 году дорожная карета Екатерины II - типа «berline» - мастером Брейтейлем. Кузов украшает живопись на мифологические сюжеты. В этой карете Екатерина II совершила поездку в Крым.
Кареты

Карета типа "couрe"
Карета типа "couрe" была выполнена в Петербурге в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны. Барочные завитки и раковины сочетаются с древнерусскими узорными розетками и двуглавыми орлами. Края стенок кузова, изогнутые карнизы, обрамления окон и дверей украшены очень мелкой золотой резьбой. По своему техническому решению карета напоминает экипажи французской работы, но в окна уже вставлено зеркальное стекло.
Кареты

Возок зимний "потешный"
Возок маленький на полозьях. Подобных экипажей нет ни в одном музейном собрании мира. Кузов возка сохраняет древнюю традиционную форму. Стенки обиты золоченой тисненой кожей, которую обильно покрывает растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Для декоративного убранства возка в русских традициях использованы медные гвоздики с крупными шляпками. В окнах в оловянных переплетах закреплена слюда. Возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича, сводного брата и соправителя Петра I.
Кареты

Летний возок "потешный"
Имеет изящную барочную форму. Стенки обиты тисненой кожей голубого цвета, которую обильно покрывает золоченый растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Техническое устройство каретки достаточно совершенно для того времени. Он имеет приспособление для поворота изогнутую балку "лебяжью шейку" над поворотным кругом. Для декоративного убранства возка использованы медные гвоздики с крупными шляпками. Ими закреплена кожа на кузове и отделаны переплеты рам. В окнах в оловянных переплетах - слюда. Возок принадлежал сыну Петра I - Алексею Петровичу.
Кареты

Коляска садовая
Открытая садовая двухместная коляска императрицы Анны Иоанновны. В документах архива Оружейной палаты содержатся сведения о том, что коляска была сделана для императрицы Анны Иоанновны в Москве. Убранство, достаточно скромное для императорских экипажей, форма колес с широкими ободьями, обитыми железом, объясняется тем, что её использовали для прогулок по дворцовым паркам. Форма кузова и его росписи - изысканны. На стенках кузова экипажа размещены изображения: государственного герба, вензеля императрицы Анны Иоанновны и женской фигуры, в лице и фигуре которой угадывается портретное сходство с императрицей.
Кареты

Зимняя карета
Связана с коронацией Екатерины II.

Уникальные экипажи XVIII века в Государственном историческом музее

22 февраля 2006 года в 15.00 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агенство по культуре и кинематографии РФ, Государственный Исторический музей впервые представляют публике после длительной реставрации уникальные экипажи XVIII века, хранящиеся в фондах ГИМ коляску императора Павла I и императрицы Марии Федоровны и карету Глебовых - Стрешневых.
Кареты

Коляска императора Павла I представляет типичный для своего времени экипаж, использовавшийся для частных выездов. Экипаж выполнен в стиле классицизм. Изысканная простота декоративного убранства коляски в полной мере отвечала задачам повседневного экипажа царственных особ.
Коляска была куплена для императора Павла I и императрицы Марии Федоровны у мастера Гайгера в 1800 году. В Государственный Исторический музей коляска поступила в 1926 году из московского Музея мебели.
Кареты

Карета Глебовых - Стрешневых выполнена в середине XVIII века и представляет собой колесный экипаж типа "берлина". Такие кареты получили широкое распространение в Европе в XVIII веке и считались легкими и комфортабельными экипажами, предназначенными для элегантных выездов и прогулок по городу. Снаружи карета позолочена. На дверцах изображены гербы ее первых владельцев - графов Матюшкиных и князей Гагариных, а так же последних владельцев экипажа - дворян Глебовых - Стрешневых.
В 2002 - 2005 гг. была проведена научная реставрация экипажа бригадой реставраторов ООО "Ресцар".

Эрмитаж. Большая коронационная карета

Кареты

Кареты

Кареты

Кареты

Дерево, металл, кожа, бархат, конский волос, холст, стекло; резьба, литье, чеканка, вышивка, золочение, роспись маслом. 600х200х300 см

"Большая" французская карета (нач. 1720-х, мануфактура Гобеленов) была заказана Петром I во время его пребывания в Париже в 1717 г . Экипаж упоминается в описании коронационных торжеств двух императриц - Екатерины I (1724) и Екатерины II (1762).
Кареты

Большая Карета в Эрмитаже в дни блокады

Эрмитаж. Экипажи XIX века

Экипажи XIX века, представленные на экспозиции, были выполнены мастерами придворного конюшенного ведомства и на фабриках Тулякова, Христиана Тацки, братьев Яковлевых и Фробелиусов.

Разнообразные по типу и назначению экипажи отражают смену стилей и направлений в этом виде прикладного искусства, проявляется стремление к простоте и выразительности форм. Парадная карета работы братьев Яковлевых демонстрирует увлечение стилями прошлого, характерными для эпохи историзма. Здесь можно видеть многоместный экипаж-линейку Павла I, карету-купе Николая I, двухместный фаэтон, сани.
Кареты

Карета парадная четырехместная
1856 г. Санкт-Петербург, Россия 500х200х300
Карета изготовлена в мастерских каретного фабриканта Ивана Яковлева в С.-Петербурге по заказу русского Императорского двора. Экипаж был заказан для торжественного кортежа придворных дам при въезде в город Москву по случаю коронации императора Александра II. Одновременно в мастерских Яковлева и на фабриках Христиана Тацки и братьев Фребелиус было изготовлено еще девять подобных карет. В 1883 г . карета была подновлена и использована по своему назначению при коронации Александра III и Николая II ( 1896 г .).
Кареты

Фаэтон двухместный
1856 г. Санкт-Петербург, Россия 410х200х165
Экипаж исполнен в мастерских Придворного экипажного заведения в Петербурге в 1856 г . для торжественного въезда в Москву церемонимейстеров и гофмаршала во время коронации императора Александра II. Фаэтон применялся также во время коронаций Александра III в 1883 г . и Николая II в 1896 г.
Кареты

Сани городские десятиместные
1793 г. Иоганн Конрад Букендаль
Санкт-Петербург, Россия 649х180х130
Сани изготовлены русскими мастерами под руководством придворного каретника Иоганна Конрада Букендаля в Петербурге. Применялись для катания на прогулках придворных дам и царственных особ.

Источник: http://allday2.com/index.php?newsid=148460

Отредактировано Лиза Долгорукая (25-10-2015 21:35:16)