"Дворянские легенды"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Церковные таинства


Церковные таинства

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
http://s2.uploads.ru/t/py6rj.jpg
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

2

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Молитвы и обряды, предшествующие Крещению

Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча» (9) ).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Последование чина оглашения
1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
5. Исповедание Символа веры

Молитвы в день рождения младенца
("в первый день, по внегда родити жене отроча")

Этот обряд состоит в чтении священником трех молитв у постели матери в первый день по рождении младенца. В этих молитвах выражаются противоположные чувства. С одной стороны – это материнская радость: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16; 21). С другой – печаль об испорченности мира грехом. Зачатие – не грех, но сопутствующим и неизбежным его элементом является похоть. Поэтому рождение ребенка сопровождается скорбью, страданием и болью. Исцелить мать и ребенка может только освобождение от греха, и именно этого просит у Господа Его Церковь словами молитв, читаемых над постелью роженицы.

Молитва на наречение имени в восьмой день
("во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего")

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о. младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер.
Читается молитва на наречение имени и дается имя младенцу «в осьмый день» по рождении (Требн.), но не запрещается делать это и прежде - даже в первый день (Требн.).
Получив приглашение для чтения молитв ро­дильнице, священник, взяв с собою епитрахиль, требник и крест, отправляется в дом родившей.

Обрядовый порядок

Пришедши в дом, где лежит родильница, и воз­ложив на себя епитрахиль, священник становится близ ее кровати, и, обратясь к иконам, начинает: Господу помолимся ,

*

См. употребительные требники. Начала обычного здесь не по­ложено, потому что эти молитвы служат как бы продолжени­ем тех молитв, которыя раньше приносили к Богу о разреше­нии беременной и сама она, и ее домашние (Письм. по паст. Богосл. протоиер. Евг.Попов. ч. 2 стр. 59)

читает по требнику первую молитву: Владыко, Господи Вседержителю..., встав­ляя имя родильницы в тех местах, где показано («имярек»); также продолжает читать вторую и третью молитвы и затем, не делая отпуста, тотчас читает молитвы на наречение имени младенцу, ко­торого приносит к этому времени бабка, став с ним сзади священника.
Узнав о желании родителей, какое они хотели бы дать имя младенцу, или предназначая Сам ему имя святого, воспоминаемого в тот день, священник возглашает: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь, и читает трисвятое, Пресвятая Троице,  Отче  наш.;   по  возгласе:  Яко Твое есть царство... тропарь дневной или того дня святого, или же тропарь храмового праздника;
За­тем, обратясь к младенцу, благословляет его триж­ды, делая знамение креста на челе, устах и груди, говоря: Господу помолимся, и читая молитву на на­речение имени: Господи, Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе твоем (или рабе твоей), называя здесь младен­ца тем именем, какое предположено было ему дать, и потом продолжает молитву до конца; а по оконча­нии ее, берет младенца на руки, и, став пред ико­ною Божией Матери, делает им вид креста (подыма­ет вверх, опускает вниз, движет направо и налево), читая в это время тропарь Сретения: Радуйся, бла­годатная Богородице Дево... За сим бывает малый отпуст: Слава Тебе, Христе Боже - упование наше, слава Тебе. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи по­милуй (трижды). Благослови. Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Твоея Матере (святого, имя которого дано младенцу), и всех свя­тых, помилует и спасет нас, яко благ и человеко­любец. По отпусте, обычно, дается для целования крест младенцу и бабке
Церковные правила
Крещаемому, по устоявшейся в Церкви традиции, дается имя какого-либо святого угодника, который становится, таким образом, его небесным покровителем. Имя подбирают по православному Месяцеслову так, чтобы день рождения младенца приходился либо на день памяти святого, либо немного позже. Хотя это правило не абсолютно и новорожденного можно назвать именем особо почитаемого в этой семье святого.

Практические заметки

- Молитвы о родильнице, когда читаются в церк­ви (а не в доме, где она лежит, как бы это следова­ло по смыслу самых молитв), должны быть читаны у порога церковного - пред враты храма, - и никак не следует дозволять бабке, в ожидании крещения, приходить с некрещеным младенцем на средину церкви и садиться близ алтаря (Писъм. по Пастырск. Богосл. протоиер. Евг.Попов, ч. II стр. 72).
- Вообще имя младенцу дастся христианское -какого-либо святого. Из благоговения же к имени Иисуса и пресвятой Девы Богородицы не дается имен в честь их, т.е. имя Иисус не дается никому, имя же Мария дается в честь святых жен Марии Египетской, Марии Магдалины и пр., но не в честь Богородицы (Попечен. Православн. Церкв. протои­ер. Деболъск. стр. 144).
- Не следует давать новорожденным имена мало­употребительные и трудно выговариваемые (Ворон. Епар. изд. 1870 г. стр. 1060).
- Нужно заботиться, чтобы выбор имени готовя­щемуся к крещению не был легкомыслен, неразу­мен и не основывался бы на каком либо предрассуд­ке, суеверии или суетности. Люди простые боятся иногда некоторых имен, потому что, по их поня­тию, есть имена счастливые и есть бесталанныя; люди же образованные некоторые имена находят для  своих  детей  неприличными,  и  пр.  Для  сего нужно раскрывать прихожанам, что значит нарече­ние имени святого, и для чего оно дается крещающемуся (Руковод. для селъск. паст. ч. III стр. 112). Благоразумие требует не давать одних и тех же имен многим детям в одном семействе, также ново­рожденному младенцу того самого имени, какое но­сило прежнее, уже умершее дитя. От сего бывают не редко недоразумения в семействах, ошибки, злоупо­требления и беспорядки в отправлении обязанностей общественных (Там же).

Молитвы 40-го дня
("жене родильнице, по четыредесяти днех")

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь запрещает до сорокового дня входить в храм и приступать к причащению Святых Таин. Основание для этого находим в евангельском свидетельстве о соблюдении закона об очищении Богоматерью, принесшей Младенца Иисуса в храм только на сороковой день (См.: Лк. 2; 22). Если в этот период мать тяжело болеет, то ее причащают Святых Таин независимо от этого предписания.

Обряды сорокового дня преследуют две цели.
1. Ввести родильницу по истечении сорокадневного срока очищения в храм с тем, чтобы она могла приступать к таинствам и участвовать в богослужении. Совершать обряд чтения очистительных молитв матери нужно в самом храме.
2. Подготовить младенца к участию в жизни Церкви, к первоначальному акту вхождения в нее через Святое Крещение. Совершается это, как уже отмечалось, по вере родителей или восприемников ребенка.

Обрядовый порядок

Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления могут совершаться и позже сорокового дня по рождении ребенка, уже после совершения таинства крещения.
В этом случае священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Далее, внеся младенца в храм, священник произносит:Внидет в Дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
Затем, остановившись посреди храма, священник возглашает: Воцерковляется раб Божий (имярек). Посредé Церкве воспоет Тя.
Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:Воцерковляется раб Божий (имярек).
Затем младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Таким образом ребенок приносится Богу и поклоняется Ему, а священник в это время произносит песнь Симеона Богоприимца:
«Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое...».

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

3

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Таинство Крещения

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Что необходимо для обряда крещения?

- Крестильная рубашка. Ее приносит крестная мать ребенка.  Для девочек еще и чепчик.

О крестильной одежде

Еще с древних времен церковная одежда и одежда для различных церковных обрядов, а также крестильная одежда отличалась особой красотой. К крещению как и к любому другому обряду готовились заранее и все наряды шили, вязали и украшали руками.
Крестильная рубашка – настоящая семейная реликвия. Она считается оберегом, который защитит человека от болезней, горя, неудач. В некоторых семьях принято крестить в одной рубашке всех детей, передавая ее из поколения в поколение. Такая преемственность символизирует единство рода.
С крестильной рубашкой связано много традиций. Она обязательно должна быть длинной: это символизирует долгую жизнь. Подол (юбка) обязан быть пышным: это подарит человеку безбедную жизнь. Подобную символическую нагрузку несли в себе и украшения: банты и рюши на юбках, вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Это могли позволить себе богатые, а вот бедные обходились более простым, но не менее праздничным вариантом: белоснежной хлопковой рубахой, украшенной орнаментом, лентами и кружевом ручной работы.

- Крыжма или белая чистая пеленка или полотенце, для того чтобы завернуть в него малыша после купели.

Крыжма

История крестин тесно связана с представлениями человека о дальнейшей земной жизни. Если крестильная рубашка могла передаваться из поколения в поколение, вбирая в себя всю положительную энергию, связанную с таинством, то вот крыжма считалась чем-то личным. Ею обтирали тело младенца после принятия крещения. Такое полотенце (крыжму) хранили всю жизнь, а когда бренный земной путь человека заканчивался, им укрывали усопшего. Считается, что такое полотенце должно быть одного цвета с рубашкой. По традиции – белого, однако для крыжмы допускается и молочный оттенок.

- Нательный крестик (лучше всего на ленточке). Крестик можно приобрести непосредственно в церкви или же в церковной лавке. Его обычно дарил крестный отец.
- Икона православного святца, в честь которого будет назван ребенок. Такую икону при крещении очень часто дарят в храм.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Оглашение

Оглашение взрослых.Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:
после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.[spoiler="*"]Совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).
В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.
Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства (Большой Требник[6], гл. 103—104).
Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу.[7]
Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.
Оглашение детей.Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.
Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола

составляет обращение крещаемого (взрослый — «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).
Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его — царство тьмы.
Само отречение выражается троекратным ответом — «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:
«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый отвечает: «Отрекохся».
Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу.

Сюда относятся: обращение на восток (взрослый — «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом — то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» — крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», — и читает Символ веры.[8] Наконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», — на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.

Примечание.

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.
После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.
Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

В процессе проведения крещения крестные с ребенком на руках, а также со свечами, встают у купели. Крестные родители повторяют все, что им говорит священник: они читают «Символ Веры», трижды отрекаются от дьявола и дают обещание выполнять все Божьи заповеди. После этого освящается вода, священник берет у крестных ребенка и три раза погружает его в купель, при этом произносит такие слова: «Крещается раб (раба) Божий (Божья), имя ребенка, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». Не нужно переживать, что малыш может простудиться, ведь в церкви, в основном, тепло, в купели температура воды становит +36-37 градусов.

Вместе с обрядом крещения проводится и другой обряд – миропомазание. Ребенку, которого уже окрестили, священник крестообразно помазывает глаза, лоб, рот, ушки, ноздри, ноги, руки, грудь, при этом произнося «Печать Святого Духа. Аминь». Миропомазанье совершается с помощью специального масла – мира. После того, как миропомазанье завершено, ребенка принимает на руки крестный родитель (обязательно одинакового пола с крещаемым), который его заворачивает в крыжму. Далее священник надевает ребенку крестик. После окончания обряда крестный надевает малышу крестильную рубашечку, подготовленную заранее. Одежда белого цвета, которую надевают на крещаемого, символизирует то, что он очистился от грехов через святое таинство.

Батюшка крестообразно остригает волосики ребенка, с каждой стороны головы выстригают небольшую прядку. Это символизирует покорность Господу. Также остриженные волосы являются небольшой жертвой, которую ребенок приносит Богу за то, что он подарил ему новую, духовную жизнь. При постриге  священник произносит такие слова: «Постригается раб (раба) Божий (Божья), имя ребенка, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 

После того, как крещение и миропомазанье закончилось, то ребенка три раза обносят вокруг купели. Это значит, что ребенок с этого момента стал новым членом Церкви.

Если крестят мальчика, что священник его вносит в алтарь, а если крестят девочку, то он ей помогает приклониться к иконе матери Божьей.

Примечание о восприемниках(крестных родителях).

- Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).
- Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.
- Не могут быть восприемниками одного ребенка супруги или готовящиеся к венчанию.
- Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.
- Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.
- Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
-  Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
- В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

Празднование крещения
После того, как ребенка посвятили, приглашенные и семья ребенка отправляются в дом малыша. Там они традиционным застольем отмечают крестин. На праздничном столе должны обязательно быть печеные сладкие пироги. В давние времена на крестины традиционно готовили кашу с сахаром, молоком и маслом.В старые времена молодому папе готовили отдельную кашу, она должна была быть острой и соленой, даже обжигающей. В эту кашу добавляли горчицу, хрен, перец. Так иногда поступают на крестных и на сегодняшний день, папу малышки или малыша заставляют скушать небольшую порцию очень соленой и острой каши. Съедание такой обжигающей каши приравнивалось к тяготам родам, хоть частично. Поэтому отцу в день крещения предлагали на себе испытать эти тяготы.
Также на праздничном крестильном столе должно обязательно быть много сладостей. С давних времен крестины всегда были детским праздником, поэтому на его празднование приглашали большое количество деток разного возраста. Для них приготавливали Ки, угощения  - пряники, фрукты, орехи, печенье. В честь празднования крестин хорошей идеей будет приготовления тортика в форме креста.

Подарки на крестины
Очень много традиционных подарков, которые следует дарить на крестины, не являются практичными. Традиционно крестный отец дарить своему крестнику (крестнице) серебряную ложку, а крестная мать – крыжму и крестильную рубашку. Если вы крестные родители, то можете подумать о таком подарке, который станет нужным ребенку, когда он вырастет. чень часто на крестины дарят первую Библию или книги на религиозные темы. Также можно подарить что-нибудь ручной собственной работы, к примеру, сделать именную вышивку на одежде ребенка или выгравировать его инициалы на украшении из золота или из серебра.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Церковные таинства


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC