"Дворянские легенды"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Транспорт и дороги XIX века


Транспорт и дороги XIX века

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Транспортные средства 19-го века

Когда еще не было ни железных дорог, ни автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на более или менее дальние расстояния. Каким же образом передвигались  за пределами города или собственного имения? Способов было четыре.

Самый дешевый – разумеется, для имущих – в личном экипаже, со своим кучером, на собственных лошадях. Но это требовало длительного времени: лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления. Это называлось ездить «на своих», или «на долгих». Именно таким, наиболее экономным способом добиралась Татьяна Ларина до Москвы – предположительно из псковской деревни:
"К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне."

  Второй способ – езда на почтовых, или на перекладных, – был возможен только на почтовых трактах, то есть на дорогах с движением почтовых карет и станциями, расположенными верстах в тридцати одна от другой. Для такой поездки требовалось выписать в местной полиции подорожную, то есть свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Если вы ехали по личной надобности, то предварительно вносили плату и получали простую подорожную, если же, как лермонтовский Печорин, «по казенной надобности», то есть по делам службы, то вам выдавалась подорожная, оплаченная казной. Плату – она называлась прогоны или прогонные – брали поверстно, то есть с версты. Если вы задумали бы выехать из города без подорожной, вас задержал бы дежурящий на заставе караульный офицер.
  Обстановка почтовых станций, хлопоты замученных станционных смотрителей, утомительное ожидание освободившихся лошадей, наглость высоких чинов или просто нахалов, требующих упряжки в первую очередь, тяжкие ночевки в неблагоустроенных и тесных помещениях – все это нам знакомо по многим литературным произведениям. «Обычные сцены: на станциях ад – / Ругаются, спорят, толкутся», – читаем в поэме Некрасова «Русские женщины».
http://s2.uploads.ru/t/J0aop.gif

Зато «езда на почтовых» (на них именно летел Онегин к заболевшему дяде) была наиболее быстрой, в особенности же, если это были курьерские – лошади, приберегаемые для экстренных случаев, правительственных курьеров – фельдъегерей и особо важных персон.   

  И, наконец, четвертый способ передвижения стал возможен только начиная с 1820 года, когда между Петербургом и Москвой стал регулярно ходить рейсовый экипаж – диллижанс. Вскоре дилижансы стали курсировать и по другим маршрутам между крупными городами. Путешественники вначале негодовали: в отличие от старых возков или кибиток, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Отсюда дилижанс (от франц. «diligence») насмешливо перекрестили в нележанс или сидейку.
  В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин отмечает удобство «поспешного дилижанса» по сравнению с прежней почтовой каретой. С прокладкой шоссе рейс между двумя столицами – 726 верст – дилижанс стал проделывать в двое суток с половиной, вместо четырех – четырех с половиной на перекладных до того.
Мест в дилижансе было зимой четыре, летом – шесть. Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд. Что касается почтовых лошадей, то по закону, в зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех – для неслужащих и чиновников низшего ранга, до 20 – для особ I класса табели о рангах.
http://s7.uploads.ru/t/FijR5.jpg

   Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось в зависимости от чина и сословия владельца. Купчиха Большова в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» говорит о своей дочери, мечтающей выйти замуж за дворянина: «Только бы ей в карете ехать шестеркой». На что муж ее замечает: «Поедет и парочкой – не велика помещица!» Незначащий, казалось бы, разговор, однако за ним – существенные исторические реалии: шестеркой в дореформенное время разрешалось ездить только дворянам, купцам же – не более чем на одной паре лошадей.
 
  Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час, летом – 8-10, осенью – не более 8 по немощеной дороге.
  В «Братьях Карамазовых» Достоевского узнаем, что Дмитрий «проехал до Мокрого на тройке час с четвертью при расстоянии 20 верст с небольшим». Если принять эти «20 верст с небольшим» за 23 километра, то ехал он со скоростью чуть более 18 километров в час, при этом «быстрая езда как бы вдруг освежила Митю».
  Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час», то есть 19 километров с небольшим.   
 
  Почтовые тракты иногда назывались столбовыми дорогами, так как расстояния на них отмечались верстовыми столбами. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с того, что «на столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
 
  В некоторых произведениях встречается непонятное ныне слово «подстава». В «Войне и мире» навстречу немцу доктору, ехавшему из Москвы, была выслана «подстава на большую дорогу». Подставой назывались свежие лошади, высылаемые с кучером в обусловленное место для перепряжки их в экипаж взамен уставших.
 
  Приближение почтового экипажа оповещал звон колокольчика, прикрепленного под дугой коренника. У пристяжных лошадей, ходивших без дуги, к сбруе подвешивались бубенцы. Крупные бубенцы, издававшие глухой звук, назывались глухарями. Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в старой литературе. Чацкий, вспоминая о своей поездке в Москву на почтовой тройке, говорит Софье:
"…Звонками только что гремя
И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам голову сломя."

Пушкин в «Графе Нулине» обобщает:
"Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам."

  В главе XVII 3-й части 3-го тома романа «Война и мир» Л. Толстой чрезвычайно картинно и подробно, на целой странице, описывает отправление из Москвы кареты графини Ростовой: долго укладываются, два гайдука готовятся подсадить графиню, но она приказывает удобнее переложить сидение. Старый кучер Ефим терпеливо ждет, когда прикажут трогаться. «Наконец, все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась…– С Богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов, лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице».
  Рессоры. В древности их не было: для смягчения дорожной тряски кузова экипажей подвешивались к раме, снабженной столбиками, на ремнях. К концу XVIII века появляются металлические рессоры. Сначала это были высокие, они же стоячие, или круглые, рессоры – полукружия, соединяющие раму с кузовом по вертикали: именно такими была снабжена карета Ростовых. Вскоре их заменили лежачие, или плоские, рессоры – две или более скрепленные по краям пластины, расположенные горизонтально, сжимающиеся под воздействием дорожных неровностей – в принципе такие же, как у современных грузовиков. Подобные усовершенствованные рессоры долгое время считались признаком особого комфорта и достатка владельца экипажа, предметом его гордости и зависти окружающих. Теперь нам яснее становится концовка стихотворения Некрасова «Гадающей невесте», в которой автор, как бы обращаясь к влюбленной в модного хлыща девушке, пророчит:
"Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей —
Все отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!"
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

+1

2

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Пассажирские экипажи

http://s2.uploads.ru/t/dBZ7S.jpg

Экипажное делоI. Старинные французские экипажи.
1. Карета Генриха II. 2.
Карета, в которой был убит Генрих IV.
3. Карета (1690-1720).
4. Парадная карета Людовика XIV.
5. Карета Людовика XV.
6. Мальпост времен Реставрации.
7. Кукушка (Coucou) конца XVIII и начала XIX вв.
8. Дилижанс в начале XIX вв. 9. Фиакр в начале XIX вв.

http://s3.uploads.ru/t/ycqnW.jpg

*Экипажное дело II. Старинные русские экипажи.
1. Карета Петра I, хранящаяся в Воронеже.
2. Карета имп. Анны Иоанновны (1739, в Оружейной палате).
3. Зимний возок имп. Елизаветы Петровны.
4. Карета, запряженная цугом (1746).
5. Карета, поставленная на полозья (XVIII в.).
6. Линейка, или Гитара 1760 г.
7. Дрожки-пролетка 1790 г.

http://s3.uploads.ru/t/v2Tx4.jpg

Экипажное дело III. Современные экипажи (по венским рисункам).
1. Фаэтон (Виктория).
2. Малый фаэтон (без кучера).
3. Кабриолет.
4. Шарабан.
5. Тильбери.
6. Доггарт.
7. Визави а ля Домон.
8. Ландо.
9. Двухместная карета.
10. Четырехместная карета.
11. Отельный омнибус.
12. Сани.

Бричка
http://s3.uploads.ru/t/iDpmg.jpg

  Бри́чка (польск. bryczka, bryka) — известная с XVII века лёгкая повозка для перевозки пассажиров. В России была распространена в основном на Западе и Юге. Она была гораздо легче громоздкого тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки – так можно судить по той бричке, на которой разъезжал по Руси Чичиков. Как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх, иногда плетеный, иногда кожаный – будку.
  Кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах. Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха. В России брички делали обычно без рессор, тогда как в Западной Европе чаще на рессорах и с откидным верхом. В Польше нередко брички были двухколёсными.
В бричку запрягали одну или пару лошадей. Кучер мог сидеть на козлах или рядом с пассажиром.
В чичиковской бричке верх кузова, то есть своего рода шатер над седоком, был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». На козлах рядом с кучером Селифаном сидел лакей Петрушка. Бричка эта была «довольно красивая, рессорная».   

Дилижа́нс (от фр. carosse de diligence, «проворный экипаж») — транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту.
Первое дилижансное общество в России было организовано в 1820 году. Маршрут Москва——Петербург преодолевался за 4-4,5 суток при стоимости проезда 95 рублей за одного пассажира. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села. В 1841 году дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва—Харьков.
В 1840 году началось ежедневное движение пассажирских дилижансов между Москвой и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 суток.В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.

Дормез

http://s3.uploads.ru/t/N7RIE.jpg

http://s3.uploads.ru/t/GVYcw.jpg

Дормезом (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей.

Дрожки
  Дрожки — лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок.
  Дрожки получили свое название от описанных выше дрог – длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли трясучками. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название коляски, по сходству. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж.
- Беговые дрожки (бегунки) — лёгкая двухместная повозка.
- Пролётка («пролётные дрожки») — вариант дрожек для извозчиков.
- Калиберные дрожки («калибер») — неподрессоренная пролётка середины XIX века. Одноместный калибер назывался «гитарой».
- Линейка (также катки, гитара) — длинные дрожки, обычно с возможностью усесться по обе стороны спиной друг к другу.

http://s7.uploads.ru/t/JIovk.jpg
Беговые дрожки (бегунки)

http://s6.uploads.ru/t/AtlzT.jpg
Линейка

   
Кабриолет
http://s7.uploads.ru/t/XiK87.jpg
  Кабриолет-одноконный, реже пароконный рессорный экипаж, двухколесный, без козел, с высоким сидением. Правил им один из ездоков. Константин Левин в «Анне Карениной» везет брата на кабриолете, правя сам.

Карета

http://s2.uploads.ru/t/F3Azd.jpg

http://s7.uploads.ru/t/vIsNK.jpg

Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была карета, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке  –  козлах, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В экипажах попроще козел могло не быть, и тогда возница сидел просто на высоком краю, окаймлявшем повозку, который назывался облучком. Внутри карета имела мягкие сидения – от двух до шести, окошечки по бокам и спереди – для общения с кучером. Позади кузова, на запятках то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два выездных лакея-гайдуки.
Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька-подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. Часто подножки закидывались и откидывались с грохотом, так, во всяком случае, говорится в «Двух гусарах» Л. Толстого. По бокам кареты в темное время горели фонари.
    Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты – парой. На приемы и балы полагалось ехать в карете; если не было своей, нанимали ямскую. Так, Евгений Онегин поскакал на бал «стремглав в ямской карете». Аристократические персонажи «Анны Карениной» разъезжают в собственных каретах; однако, уйдя от мужа, Анна Каренина едет к сыну Сереже, наняв «извозчичью карету».
Забитый чиновник Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского) так передает свои впечатления от карет: «Пышные экипажи такие, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк… Я во все кареты заклядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть, и княжны и графини».

Кибитка

   Кибитка- понятие очень широкое. Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка. Собственно кибиткой называлось переносное жилье у кочевых народов, затем – верх экипажа, сделанный из ткани, рогожи, луба или кожи, натянутый на дуги из прутьев. Гринев в «Капитанской дочке» уехал из дому в дорожной кибитке. В той же повести Пугачев едет в кибитке, запряженной в тройку.
   В кибитке из Петербурга в Москву путешествует герой знаменитой книги Радищева. Любопытная деталь: в кибитке тех времен ехали лежа, сидения не было. Кибитку Радищев иногда именует повозкой, Гоголь подчас называет чичиковскую бричку кибиткой, так как она имела навес.
«…Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая…» – памятные строки из «Евгения Онегина», описание начала зимы с первопутком. В картине переезда Лариных в Москву «горой кибитки нагружают» – эти примитивные повозки служили для клади.

Коляска
  Более простыми и легкими экипажами были коляски. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей, однако очень богатые люди, вроде Троекурова в «Дубровском», Андрея Болконского в «Войне и мире» или губернаторской дочки в «Мертвых душах», ездили в коляске шестериком.
  Известен рассказ Гоголя «Коляска», в котором гости обнаруживают спрятавшегося от них хозяина в его новой коляске. В рассказе Чехова «Враги» различие кареты и коляски служит важной характеристикой социального и нравственного различия персонажей. Богатый помещик заезжает за доктором в коляске. Когда выясняется, что вызов был ложным и ненужным, доктор, у которого только что умер сын, высказывает свое негодование помещику, после чего тот приказывает лакею: «Пошел, скажи, чтобы этому господину подали коляску, а для меня вели заложить карету». Карета подчеркивала материальное превосходство помещика над доктором.
Разновидностями щегольских городских колясок с открывающимся верхом были фаэтон и ландо.
Фаэтон

http://s2.uploads.ru/t/avYmP.jpg

http://s2.uploads.ru/t/SmE0w.jpg

Ландо
Ландо́ (через фр. landau от нем. Landau(er)) — лёгкая четырёхместная повозка со складывающейся вперёд и назад крышей.Ландо отличалось мягкими рессорами, легким ходом, роскошной отделкой. Ехавшие в экипаже пассажиры размещались на переднем и заднем сиденьях лицом друг к другу. Облегченное и укороченное (без переднего сидения) ландо называлось ландолетом.

http://s7.uploads.ru/t/ntiQO.jpg

http://s6.uploads.ru/t/5mRvc.jpg

Катафалк

http://s6.uploads.ru/t/sCK1t.jpg

Катафалк— лёгкая крытая повозка для перевозки покойников на кладбище.

Омнибус
   О́мнибус (от лат. omnibus «всем», форма дат. падежа мн. числа лат. omnis «каждый») — вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.
Многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге.
http://s7.uploads.ru/t/TEk2O.jpg
Первый петербургский омнибус 1832 г.

Тарантас
http://s3.uploads.ru/t/kyYW7.jpg

  В начале ХIХ в. дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии – 4-колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съемными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками.
  Тарантас служил дорожным экипажем, поэтому прочность его считалась более важным качеством, нежели красота. Кузов его крепился на длинных – до трех саженей – продольных брусьях, так называемых дрогах, которые заменяли рессоры, амортизируя толчки и смягчая тряску. В Сибири тарантасы из-за их длины назывались долгушами.
Вот как описывает эту повозку писатель В.А. Соллогуб в повести «Тарантас»: «Вообразите два длинных шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам… На концах дубин приделаны колеса, и все это странное создание кажется издали каким-то диким порождением фантастического мира».
    Тарантасами охотно пользовались помещики вроде Кирсанова, Лаврецкого и Рудина у Тургенева, Головлевы у Салтыкова-Щедрина, Левин у Л. Толстого и т.д. Именно тарантас чаще всего использовался при езде «на долгих», ехали в нем лежа. Позднее тарантас приобрел рессоры.

Шарабан
  Шарабан — тип открытой повозки. Появились во Франции в начале XIX века. Название происходит от французского char à bancs («повозка с деревянными скамьями»). Шарабаны изготавливались в виде четырёхколёсных с поперечными сидениями в несколько рядов или одноконных двуколёсных экипажей.
Герои чеховской «Драмы на охоте» по двое или в одиночку разъезжают в шарабанах.
В пьесе Островского «Дикарка» Мальков обещает Марье Петровне: «Я вам такого битюка доставлю – на редкость. В шарабанчике, сами будете править, любо-дорого». Самостоятельная езда женщин становится модой.
Героиня рассказа Чехова «Ариадна» выезжала верхом или на шарабане.
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Пассажирские экипажи на полозьях

  Не следует думать, что зимой колесные экипажи, особенно крытые, стояли без дела. Неизвестно, что сделалось со знаменитой чичиковской бричкой, но во втором, незаконченном томе поэмы у героя уже коляска. Кучер Селифан докладывает хозяину: «Дорога, должно быть, установилась: снегу выпало довольно. Пора уж, право, выбираться из города», на что Чичиков приказывает: «Ступай к каретнику, чтобы поставил коляску на полозки».     
   Такие превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Несомненно, что и брички съехавшихся на именины Татьяны были поставлены на полозья. В «Дядюшкином сне» Достоевского огромная дорожная карета князя свалилась на дорогу: «…вшестером подымаем наконец экипаж, ставим его на ноги, которых у него, правда, и нет, потому что на полозьях». В той же повести Мария Александровна «катилась по мордасовским улицам в своей карете на полозьях».
Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах. 
   В «Пиковой даме» по Петербургу зимой разъезжают кареты явно на колесах, а не на полозьях. В начале повести Л. Толстого «Казаки» есть фраза: «Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице».

Возок

http://s3.uploads.ru/t/hfikH.jpg

Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году. Предназначался он для поездок на большие расстояния в зимнее время. Именно на нем в феврале 1742 года дочь Петра I Елизавета спешила в Москву из Петербурга на свою коронацию. Роскошный возок был украшен золоченой резьбой и скульптурными деталями, крыша увенчана балясинами, а стенки декорированы росписью с двуглавыми орлами и другими атрибутами государственной власти. Удобный и красивый возок был выполнен поистине царской роскошью. До сих пор он впечатляет пышностью декора и изяществом форм.
Высота - 185 мм., длина - 450 мм.

Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался возок. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. В поэме Некрасова «Русские женщины» о таком экипаже недаром говорится: «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок».

На именины Татьяны Лариной, в январе
…Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.

 
Розвальни
http://s3.uploads.ru/t/vRV7a.jpg
Розвальни — открытая повозка на полозьях, расширяющаяся в задней части.

Сани

http://s6.uploads.ru/t/ql0Qd.jpg

http://s6.uploads.ru/t/ey9u2.jpg

  Сани – распространенный тип повозки без колес, обычно имеют полозья (сани без полозьев – некоторые виды волокуши). К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом: открытые сани с верхом, возки и др. Сани древнее, чем колесная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почетной, чем в экипаже. Главные части в ездовых санях: полозья, их загнутые концы – головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (если есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. Самыми маленькими и легкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит теплой тканью на вате. Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром) (общеславянское слово. Форма мн.ч. от «сань», в древнерусском языке еще известного. Исходно – «полозья, змеи»).
http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

3

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Грузовые повозки

Арба
Арба́ (от перс. ارابه‎ [arābe] = тадж. ароба, через тюрк. арба, каз. арба; узб. arava) — высокая двухколёсная повозка (в Средней Азии).
В южных районах России и Украины длинная четырёхколёсная повозка
" По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, верхом наложенные черным виноградом."  Л. Н. Толстой, «Казаки», 1863
" Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы, а за скирдами, в другом дворе, бегала вокруг столба другая дюжина таких же лошадей и такой же хохол хлопал бичом и насмехался над лошадями." А. П. Чехов, «Красавицы», 1888 г.

Воз
Воз — транспортная четырёхколёсная повозка. Крытый воз иногда называют фургоном.

Дровни
Дровни-крестьянские грузовые сани.

Телега
Телега – четырехколесная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами). Простая телега состоит из хода, стана, дрог или роспуска и кузова или ящика. В ходе: две оси, четыре колеса, две подушки, две дроги сверх подушек и лисица, вдолбленная, для связи, в обе подушки; задняя скреплена с осью наглухо, передняя дает оси обращаться на шворне (штырь, сердечник или курок); на плечи передней оси надеты оглобли, от концов которых идут к концам оси тяжи, приткнутые чеками; а от задних осей, к приступку или к грядкам, тяжки. В дроги крепятся подуги, вдолбленные в грядки, кои связаны по концам поперек нахлестками, дудками, вязками; подуги изнутри обшиты дранками или лубом.

Фура
Фура -  большая, длинная повозка, войсковая повозка, запряжённая лошадьми или волами которая применялись в обозе. Крытая фура — фургон.

Повозки военные

Повозки военные — придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
http://s7.uploads.ru/t/wJFXk.jpg

Повозки военные для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики , одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

4

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png
Дороги Российской Империи 19-го века
Источник

Дефилированные шоссе
  Самое знаменитое такое шоссе - Петербург-Москва. Пушкин его обновлял. Аналогичны по принципиальной конструкции имперским дорогам во Франции, только там такие дороги были еще и мощеные. Такие дороги по обочине были обнесены валами (дорога проходила в дефиле, т.е. теснине). Это было очень удобно зимой, т.к. сбиться с такой дороги было практически невозможно, плюс еще валы защищали зимой путников в открытых санях от пронизывающего ветра. Но было одно большое "НО". Во Франции имперские дороги весною становились непроезжими на несколько дней, так как таявший снег превращал пространства между валами в реки. Но то во Франции, где снега было мало, да и дороги были мощеные, а в России дорога на недели три превращалась в непроезжее болото. Осенью тоже такие шоссе были малопроезжими. Летом езда была нормальной, если не было сильных дождей и шоссе не раскисало, но было одно неудобство -  тучи пыли, стоявшие над дорогой целый день, оседавшие только к вечеру, когда движение по шоссе прекращалось (дефиле не давали ветру сдуть пыль от дороги). Можно почитать о мучениях французов, наступавших на Москву по "Новой Смоленской дороге". Главная беда была эта самая пыль, которая буквально выкашивала французские полки на марше, отправляя солдат и офицеров пачками в лазареты. Но для зимней езды дефилированные шоссе были то, что "доктор прописал". А шоссе эти строились в первую очередь для транспортировки хлеба, которая производилась в России после уборки урожая, т.е. аккурат зимой. Потому дороги эти были зимой просто забиты бесконечными поездами (так тогда называли гражданские обозы), состоящими порой из сотен санных подвод, груженых хлебом. Понятно, что дороги эти никто зимой от снега не чистил, была колея, но к весне толщина снега на дороге могла превышать и аршин, а то и больше.

Губернские дороги
  Были дороги без особых затей. Но было и благоустройство. Во-первых, такие дороги были широкими, "большими", как тогда говорили, т.е. двухпутными. Там проблемы с разъездом двух встречных экипажей не было. А во-вторых, там стояли верстовые столбы, а с осени по обочинам ставили вехи, и особые палисады для защиты от метели, чтоб дорогу сильно не заметало. Дороги тоже от снега никто не чистил, но вехи и верстовые столбы помогали не сбиться с пути, что сильно помогало путникам. Весной и летом эти дороги также раскисали. Но пыли на них было меньше.

Остальные дороги
  Тут как выйдет. Где два пути, где один, у Гоголя в "Мертвых душах" хорошо описано как Чичиков на такой дороге не мог разъехаться с экипажем, где сидела одна юная особа. Вех и верстовых столбов на таких дорогах чаще всего не было. Зимой их никто не чистил, так что сбиться зимой с дороги было явлением обычным. Эти дороги также были малопроезжими весной и осенью.

Переправы
  Мостов было не так уж и много. Чаще через реку были паромы, а зимой просто по льду переправлялись. Это тоже ограничивало мобильность населения. Осенью и весной приходилось ждать либо когда реки замерзнут, либо когда ледоход и паводок окончатся.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » Транспорт и дороги XIX века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC