"Дворянские легенды"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » История кружева


История кружева

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

  Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов. На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами. Плетением сеток, т.е. филейной работой, и украшением их вышивками,занимались с незапамятных времен. Но только в конце XV века появились изумительные ажурные полотна, ставшие вожделенным предметом обладания для богатых и влиятельных людей того времени.
  Многие историки отвергают возможность возникновения таких тканей на Востоке, по причине, что столь изящное, грациозное кружевное искусство, могло появиться лишь во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения.
В средние века вышивание (предшественник кружева) было любимым занятием женщин во многих частях света, чему свидетельствуют многочисленные вышивки, ставшие музейными экспонатами. Так, что единого мнения о стране, родоначальнице кружева, нет.
Сотни лет назад кружево считалось драгоценным подарком. Сегодня, после периода незаслуженного забытья, оно продается на известнейших аукционах, а многие дома моды готовы покупать его по цене бриллиантов. Чтобы носить звание "настоящего", кружево должно быть сшитым иглой или сплетенным на деревянных палочках особой формы - коклюшках. Именно такими были самые первые кружева, появившиеся на рубеже XV и XVI вв. в Италии. Они представляли собой скромную узенькую ажурную полоску с зубчатыми контурами и геометрическим орнаментом. Это уже не была просто ажурная вышивка - первое кружево не имело никакой тканой основы и являлось лишь узорчатым переплетением нитей.
   На изготовление кружева могли уходить месяцы кропотливой работы - такое украшение было роскошью, позволительной лишь для избранных. В гардеробе богачей и аристократии оно кокетливо обрамляло линии декольте на корсажах платьев, выглядывало из-под манжет длинных рукавов и облагораживало вид шелковых носовых платков. Однако у кружева был весомый аргумент в оправдание своей дороговизны - его можно было спороть с костюма и заменить другим, что означало просто сделать устаревший костюм снова модным. Кружево росло и совершенствовалось изо дня в день. Трамплином, отправившим его в мировую моду, стал культ полноты в эпоху барокко. На пышнотелых красавицах с пухлыми щечками органично смотрелись объемные вещи. Кружево как раз позволяло создать нужный объем в нужных местах. С этого времени им стали изобиловать подвенечные платья, пока не белые, а желтые или золотые. Возможно, больше всего кружева собирал в себе огромный накрахмаленный плоеный воротник фрэза, благодаря которому, кстати, во время трапез начали пользоваться вилками - этот драгоценный воротник абсолютно недопустимо было запятнать жиром или соусом.
   Времена конца XVI - начала XVII в. стали звездными для кружевоплетения в Италии - по миру прокатилась слава венецианских гипюров. В этих кружевах, с характерным рельефным контуром узоров, оплетенным льняной нитью, соединялись элементы шитого и плетеного кружева. Мужчины носили их везде, даже на раструбах ботфортов. А на женских цветных подвенечных нарядах того времени с вышивкой золотом соседствовали более легкие, воздушные гипюры с мелким орнаментом.
XVIII в. по всей Европе успели оценить, насколько прибыльным делом может быть кружевоплетение, - обученные итальянками, мастерицы Франции и Фландрии (ныне Бельгии) вскоре затмили славу своих преподавательниц.
Фламандские кружева ценились за свою необыкновенную тонкость, которая не давалась даром - совсем юные кружевницы с развитым осязанием работали в сырых, полутемных подвалах, чтобы кудель оставалась влажной и давала эластичную, почти невидимую глазу нить. Тонкие кружева без рельефа было просто стирать и гладить, поэтому они идеально подходили для украшения постельного и столового белья.
   Готовясь к замужеству, девушки плели себе в приданое подзор для кровати (полосу кружев, закрывавшую нижнюю часть постели), края к парадным полотенцам. Богатые дома заказывали белье с вышивкой и кружевом в монастырях.
Новая эпоха - рококо - предъявила свои требования к кружеву, которое всегда было чувствительно к моде. Легкие и изящные орнаменты потеснили пышные, но тяжелые узоры барокко. Повсеместно начался переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединялся уже не связками или неровной сеткой, а тюлем - прозрачной тонкой сеткой с мелкими одинаковыми ячейками, выполнявшейся также вручную.
  На подвенечных платьях нежных пастельных и серебристо-жемчужных тонов, в воздушных тюлевых кружевах раскрывались цветочные бутоны в обрамлении завитков рокайля и рассказывали свои истории персонажи мифов. Целые каскады кружев украшали треугольные стомаки, прикрывавшие переднюю часть корсажа.
Тюлевыми кружевами, влюбившими в себя весь мир, стали французские шитые иглой «алансон» и «аржантан» и брюссельские кружева. В ангажантах - многослойных оборках под манжетами - часто использовалось тончайшее кружево «алансон», с мелким цветочным орнаментом и рельефным контуром узора.
  Мастерицы прокладывали по контуру конский или человеческий волос и обшивали его льняной нитью. Для ниспадающих на плечи оборок, украшавших прически и головные уборы, требовалось менее легкое кружево - «аржантан». Изящные бельгийские плетеные кружева были известны в Европе под названием «англеттер», т. е. английских, - запрет на ввоз в Англию фламандских кружев не поощрил местное производство, но заставил купцов прибегать к контрабанде и продавать популярное бельгийское кружево под видом английского.
  В середине XVIII в. на радость модникам, мечтающим о больших кружевных шалях и пелеринах, придумали упрощенный способ кружевоплетения - аппликации по тюлю. Узор теперь изготавливался отдельно от фона и просто пришивался к тюлю.
По этому принципу плелись тончайшие кружева «шантильи», из черных крученых шелковых нитей, и «блонды» - очень легкие, прозрачные кружева из несученого шелка золотистого оттенка. «Блонды» были самым популярным материалом для подвенечного платья в XIX в., когда к нему пришла мода на белый цвет. К платью полагалась фата из тех же кружев, длинная настолько, насколько это позволяло благосостояние невесты. Шали и мантильи из «шантильи» и «блондов» особенно любили в Испании. Испанские кружева не могли похвастать оригинальностью узоров, но гордились своим происхождением - из цветного шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных.

  Первым кружевам в России «скромность» также не была свойственна - плетеные из аналогичного материала, они иногда дополнялись жемчугом и драгоценными камнями. А с модой на европейское платье при Петре I к нам пришли традиционные заморские кружева, узоры которых русские кружевницы обогатили мотивами народной вышивки настолько, что мир признал русское плетеное кружево отдельным видом.
  Событием в истории кружевоплетения в XIX в. стало ирландское вязаное крючком кружево «кроше». В эпоху модерн из него вручную вязались целые платья с объемными элементами в виде цветов и стрекоз. Но к тому моменту рынок уже был наводнен дешевым грубым кружевом машинного плетения из хлопчатобумажных нитей, которое принижало истинную ценность уникального кружева ручной работы.
  Ставшие традиционными для отделки нижнего белья, из предмета роскоши кружева превратились в обычное украшение одежды. И к 1920 г. это ремесло везде пришло в упадок. На это была и другая причина. Если кружево было неотъемлемой частью утонченно-вычурной эстетики декаданса конца XIX в., то век XX поспешил избавиться от интригующей многозначительности кружева и сменить ее на откровенность открытой кожи.
  Долгое время в новостных сводках с мировых подиумов не было никаких упоминаний о кружеве. Даже в свадебной моде, которая из века в век шла с ним рука об руку, был другой фаворит - струящийся атлас. В российских исторических центрах кружевоплетения - Ельце, Вологде, Рязани и других - это занятие превратилось скорее в хобби бабушек-кружевниц. Французские мастерские в Кале и Кодри, а также бельгийские в Брюсселе и Брюгге в основном выпускали кружево в качестве стилизованных под старину сувениров для туристов. И вот наконец мода на романтичный ретро-стиль оживила мастерские и вернула кружево на подиумы в прошлом году. В вечерней моде он был ознаменован сочетанием черных кружев и бежево-розового атласного или шелкового фона. Сегодня, вслед за модой на кружево в pret-a-porte, этот роскошный материал наконец-то возвращается в свадебную моду.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

2

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Французские кружева

http://s3.uploads.ru/t/patGb.jpg
  Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II в середине XVI века выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев.
Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.

  Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

  В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

  Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.

  Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

  Черное шелковое Шантильи – еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.

  Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

3

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Венецианские кружева

http://s3.uploads.ru/t/MhybF.jpg

  Впервые кружево заявило о себе громко в 1363 году и стало предметом закона, изданным королем Англии Эдуардом III, запрещающий ввоз иностранных кружевных вуалей. Таким образом король пытался защитить внутренний рынок.

  "Виновником" рождения кружев конечно же стала мода. С конца XV века входит мода на огромные воротники, волнообразно окружавшие шею, которые назывались "фрез". Их края украшали зубчиками, которые были сначала еле заметными. Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам.

  Венеция первая прославилась своими шитыми и плетеными кружевами. Орнаменты и узоры кружев соединялись тончайшими нитками-связками. Такие кружева получили название гипюр. В 1493 году богатое кружево было вывезено в Англию для коронации Ричарда III.

  Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”.

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

4

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Фламандские кружева

http://s7.uploads.ru/t/qnG93.jpg

  В первой половине XVII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется тонкой сеткой c тюлем с мелкими ячейками одинаковой формы. Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское.
Особенностью брюссельского кружева было то, что фон и орнамент плелся одновременно, что было очень сложно. Но с середины XVIII века технология упрощается, а в 1830-х годах был соткан первых машинный тюль. Это облегчило и удешевило изготовление кружев. В то время машинное кружево делалось из хлопчатобумажных ниток, которые лишали ткань эластичности, мягкости и легкости, присущие плетеным из шелковистых льняных нитей фламандским кружевам XVII века.

  Так же во Фландрии в XIX веке славилось кружево малин (по названию города Мехельн, во французской транскрипции Малин, в котором его плели). Для него был характерен орнамент типа рокайль, образованный из плотного переплетения ниток, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой является рельефный контур, проложенный более толстой блестящей нитью по краю орнамента.

  В последствие, этот город стал принадлежать Франции, и тюль-малин приобрел более французский вид.
http://s6.uploads.ru/t/OKshX.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0

5

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

Кружево в России

  Русское слово "кружево" (в старину говорили "круживо") произошло, скорей всего, от слов "круг", "кружить" — что означало "окружать", "обшивать по кругу".  Ведь в те времена кружевные мотивы использовались преимущественно для отделки одежды.

  Но есть и другая версия, что слово "круживо", "кружить" произошло от техники работы, потому что во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, "кружили".

  Слово "кружево" на Руси впервые упоминается в XIII веке, в Ипатьевской летописи: там говорится о князе Данииле Галицком, на котором при свидании с  королем венгерским был надет "кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит" (1252 г), а в записи, датированной 1288 годом рассказывается, что после смерти знаменитого Владимира Галицкого "омывше и увиша и (его) оксамитом с круживом, – яко же достоит Царем, и возложиша и на сани, и повезоша".

  До наших дней дошло несколько образцов кружев XV века, в частности, кружево, нашитое на покров к мощам преподобного Сергия Радонежского, находящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, и образец из церкви Рогожского погоста бывшего Рогожского-Преображенского монастыря. Русские кружева тех времен были сплетены из золотых и серебряных нитей и состояли расположенных на сетке ромбов и петель, с прямыми краями, украшенными маленькими зубчиками.

  Но больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, с тех времен сохранились  церковные облачения, княжеские и царские наряды, богато украшенные кружевными мотивами.
Кружевные техники XVII века носили очень красивые и интересные названия, из которых становится понятны их назначение и  технология изготовления: круживо ткано в кружки, круживо ткано в цепки, круживо ковано золото, круживо прядено, круживо низано жемчугом, круживо петельчатое, решетчатое, цепковое, колесчато, делано в кружки (т.е. вокруг изделия), в проём, в городы, зубчатое и т.п. Кстати, название "в городы" применялось мастерицами вплоть до XIX века и служило для  обозначения отделки, заканчивающейся большими фигурными зубцами.
 
  А вот насчет происхождения этого вида рукоделия историки не могут прийти к единому мнению. Так исторически во многих районах Сибири  и в Пермском крае "кружевом" называли вышитые на полотне по выдернутым нитям ажурные участки. Хотя в были и местности, например Мценский и Елецкий уезды (территория нынешней Орловской области), где кружевные техники было очень развиты, но собственно слово "кружево" не употреблялись никогда. Вместо него использовали слова "край" и "прошивка": "амчанский край", "елецкий край", "елецкая прошивка" и т. д.
  Нетрудно догадаться, что словом "край" обозначался кружевной мотив, как правило с зубчатым или фестончатым краем, которым украшали края изделия. "Прошивка" - это кружевное полотно с прямыми краями, которое вставляли между кусками материи.
   Из всего этого понятно, что кружево, хотя и берет свои начало от традиционной русской счетной ажурной вышивки, но уже с XV - XVII веков складывается в самостоятельный вид рукоделия, выполняемый отдельно от основного изделия и позже нашивавшийся на него.  Получается, что корни русского кружева вряд ли могут происходить из средневековой Европы. Не исключено, что его предтечей стали вышивки и плетения из Египта коптского периода (IV - VII вв).

   

Очень интересен необычный опыт, проведенный в конце XIX века в Мариинской практической школе кружевниц, которую возглавляла Софья Александровна Давыдова (урожд. фон-Гойер, 1842-1915) – большой знаток русского прикладного художественного творчества и автор книги "Русское кружево и русские кружевницы".  В школу были доставлены коллекции вышивок, тканей и ажурных изделий, добытых из коптских гробниц и хранящихся в Эрмитаже. В их числе была и разновидность особых плетеных головных уборов, техника которых внешне напоминала плетеное кружево. Ученицы под руководством преподавательниц попытались воспроизвести плетения на коптских головных уборах при помощи коклюшек на обычной кружевной подушке - именно эти инструменты традиционно применялись в те годы всеми кружевницами. В результате получилось кружево очень схожее с оригиналом. Но еще большего сходства удалось достичь, использовав для работы не подушку, а раму (или пяльцы), на которых выполнялись вышивки. В ходе этого необычного "опыта" были подробно изучены приемы коптских мастериц: Например, что вся работа  выполнялась в одну сторону, справа налево, что особыми переплетами ниток можно получить и плотную дорожку, и ровные прозрачных решетки, и дырочки разных размеров -  а именно из этих элементов и состояло коптское плетение. Но главное -  что получить двухстороннее коптское кружево можно только работая коклюшками (любые другие техники  -вязания на спицах и крючком,  шитья - позволяют получить изделия, имеющие две стороны, лицо и изнанку).

   Так что не исключено, что кружевное мастерство пришло в Россию из Египта одновременно с Европой.

   Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона об этом сказано так:

"Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…"

Еще упоминается кружево украшенное камнями, жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и даже бархатильное.

  Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было достоянием только высшего класса. Кружева на Руси носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. И само кружевоплетение в России не подвергалось никаким запретам и ограничениям, как это было во многих странах Европы.
  Однако кружевное производство в стране претерпело значительные изменения при Петре I. Его указы, начиная с 1699 г., запрещали старинные народные одежды и наряды, предписывая носить европейское, преимущественно немецкое платье. Вместе с ним пришла мода и на европейские кружева.
  Россия, как и другие страны, не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ "розоватые брабантские манжеты", поскольку это подрывало сельское хозяйство и развитие собственных мануфактур. В связи с этим Император издал указ о развитии в стране  кружевных промыслов, но ... по европейским образцам.
  В Москве долгое время ходило предание, что  в 1725 г. император Петр I выписал из брабантских монастырей лучших кружевниц для обучения прядению и плетении кружев специально набранных бездомных детей в мастерских Новодевичьего монастыря.
  Считается также,  что именно по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были приглашены монахини из Венеции для обучения местных женщин "плести иглой узоры". Так в те годы называли  кадомский вениз - уникальную игольную вышивку белым по белому.
  Жены придворных, видя такое расположение государя к кружевному искусству, сами начали осваивать новый вид рукоделия и распространять его среди своих крепостных. Но и традиционные русские техники не были утрачены - они сохранялись   и развивались в монастырях и крестьянских семьях.

  Про крестьян надо сказать особо - в течение многих лет кружевное производство в России было популярно и востребовано исключительно благодаря бесплатному крепостному труду в помещичьих усадьбах. Не удивительно, что после освобождения крестьян кружевное ремесло в стране стало постепенно приходить в упадок.
  Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году  уже упоминавшаяся Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Ими даже был придуман особый вид кружева, которое получило за границей название "point de Moscou". Именно в те годы кружево стало постоянной статьей экспорта.

  Советская власть, к сожалению, в первые годы почти полностью искоренила кружевные производства, ведь эти тонкие ажурные, богатые изделия совершенно не вписывались в скромный советский быт. Но кружева не исчезли - они стали домашним рукоделием, продукцией крохотных артелей, мастерством, бережно передаваемым от бабушек внучкам.
  И, не смотря на столько лет забвения, фраза, к примеру,  "вологодское кружево" и в наши дни остается национальным брендом и символом России.
Источник

Елецкое кружево
http://s2.uploads.ru/t/97C3q.jpg

Вологодское кружево
http://s6.uploads.ru/t/5Qr42.jpg

Елецкое кружево

Еле́цкое кру́жево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.
   Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство. Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
  В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий (художники П. Г. Петрова, В. И. Григорьева).
Сегодня ЗАО фирма «Елецкие кружева» расположена в г. Елец. Современная фирма " Елецкие кружева " — это около тысячи работающих как в цехах, так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях. Нынешний ассортимент продукции " Елецких кружев " — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.

Вологодское кружево

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; узор. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
  Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
  По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
  Развитию кружевоплетения в XVIII веке способствовали талантливые выпускницы Мариининской практической школы кружевниц Петербурга — Анфия Фёдоровна и Софья Петровна Брянцевы, Рахиль Фиолетова и Анна Чурина; вместе они обучили свыше тысячи местных мастериц.
  В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000.
  В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц.
  В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.
  В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.
  В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.). Среди мастериц-художниц — В. Д. Веселова, М. Н. Груничева, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, Э. Я. Хумала, В. Н. Пантелеева, В. В. Сибирцева.
  Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
  3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная — 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины[4].

http://s2.uploads.ru/t/jp5hA.png

0


Вы здесь » "Дворянские легенды" » ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН » История кружева


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC